Окончание но. Учим русский язык
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Окончание но. Учим русский язык». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Склонение и спряжение глаголов осложняется ещё и наличием так называемыми разноспрягаемыми глаголами. Это – такие глаголы, которые могут склоняться и по первому спряжению, и по второму. Более того, они будут по-разному звучать в разных числах и родах.
Падежные окончания существительных множественного числа
Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение |
---|---|---|---|
И. п. | -ы, -и
жены, земли |
а, -я, -ы, -и
кони, сёла, поля |
-и
ночи, лошади |
Р. п. | [ ]
жён, земель |
-ов, -ей, [ ]
коней, сёл, полей |
-ей
ночей, лошадей |
Д. п. | -ам, -ям
жёнам, землям |
-ам, -ям
коням, сёлам, полям |
-ам, -ям
ночам, лошадям |
В. п. | -ы, -и, [ ]
жён, земли |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов
коней, сёла, поля |
-и, -ей
ночи, лошадей |
Т. п. | -ами, -ями
жёнами, землями |
-ами, -ями
конями, сёлами, полями |
-ами, -ями
ночами, лошадями |
П. п. | -ах, -ях
жёнах, землях |
-ах, -ях
конях, сёлах, полях |
-ах, -ях
ночах, лошадях |
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
- я (что делаю?) играю;
- ты (что делаешь?) играешь;
- он, она, оно (что делает?) играет.
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Окончание выделяется по звуковому составу
с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:
- Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:
лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий(), где –ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый –и– из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’], а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] – в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.
- В следующих словах суффикс -й- также проявляется в звуковом составе слова: ружья [руж-й’-(а)], ружьё [руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)]; край, краю [кра-й’-(у)]. Суффикс -й- сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [вороб’-й’-ин-(ый)]. В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление; май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
Правописание гласных Е — О в окончаниях
1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения — е:
- в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
- в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
- у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.
Грамматическое значение окончаний разных частей речи.
- Имя существительное . Окончания существительных
река — реки — рекам
- Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:
красивый — красивая — красивых
- Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:
второй — второго — вторых
- Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:
читают — читает
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
Смотрел — смотрели — смотрело — смотрела
- Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:
он — его
свой — своего — своей — своих - Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:
прочитанный — прочитанная — прочитанных
Окончание — это исключительно формообразующая морфема , которая не придает слову никаких дополнительных значений.
Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.
Нулевое окончание — это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:
- Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
- Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных — именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
- Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
- Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
- Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
- Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
- Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал — писал бы; смотрел — смотрел бы; ходил — ходил бы.
Что может выражать окончание?
Эта морфема не участвует в словообразовании, а лишь помогает при создании новых форм слов. Лексическое значение при изменении окончания не меняется. В русском языке флексия выражает следующие грамматические значения:
Род, число, падеж — у существительных, прилагательных, причастий, местоимений, числительных. Например: музыка, яркому, светящиеся, вас, пятьюдесятью семью.
Лицо, число — у глаголов в настоящем времени и будущем. Например: думаем, услышу.
Род, число — у глаголов в прошедшем времени. Например: прилетел, переделал.
Падеж — у местоимений и числительных. Например: вами, сорока двум.
Задаваясь вопросом о том, в каких словах нет окончаний, вам следует обращать внимание на неизменяемые части речи, такие как наречия, междометия, а также союзы, частицы, предлоги.
Грамматическое значение окончаний разных частей речи.
- Имя существительное . Окончания существительных
река — реки — рекам
- Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:
красивый — красивая — красивых
- Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:
второй — второго — вторых
- Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:
читают — читает
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
Смотрел — смотрели — смотрело — смотрела
- Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:
он — его
свой — своего — своей — своих - Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:
прочитанный — прочитанная — прочитанных
Определение окончания у существительного
Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес — леса; адрес — адреса; тополь — тополя.
Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).
Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.
- Несклоняемые нарицательные существительные.
✓ Метро, шоссе, пианино, какао, трюмо, вето, самбо, портмоне, конферансье.
- Некоторые имена собственные.
✓ Сочи, Сухуми, Баку, Миссисипи, Конго, Дели, Гарибальди, Гёте.
- Притяжательные местоимения третьего лица.
✓ Его, её, их.
- Все наречия.
✓ Сейчас, быстро, вниз, издали, позади, утром, давно, тогда, теперь и т. д.
- Прилагательные в сравнительной степени.
✓ Быстрее, выше, веселее, задорнее, вкуснее и т. д.
- Начальная форма глаголов (инфинитив).
✓ Бегать, спать, сидеть, ехать, копать, возить и т. д.
- Деепричастия.
✓ Наблюдая, вычитая, сопя, кряхтя, засмотревшись, выглянув и т. д.
- Все служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, связки.
✓ И, да, либо, не, ни, вряд ли, даже, ведь, лишь и т. д.
- Междометия.
✓ Ай, ау, прочь, цыц, брысь, ужас, батюшки и др.
- Аббревиатуры и некоторые сложносокращенные слова.
✓ НИИ, СССР, ГАИ, КГБ, МВД, завскладом, комвзвода и т. д.
ВЫВОД. В неизменяемых словах нулевых окончаний быть не может.
Так же легко «вычисляются» и слова с нулевым окончанием. Правило здесь простое: если слово имеет формы (изменяется), и на месте «немого» окончания появляется окончание, выраженное звуками, значит, видимое отсутствие флексии — это нулевое окончание.
Допустим, слово «мир» заканчивается согласной корня Р, после нее в слове ничего не звучит. Однако стоит изменить это слово: мира, миры, миром, мирами, как мы видим, что после корня появляется звучащее окончание. Значит, его отсутствие в именительном падеже единственного числа мнимое, на самом деле вместо произносимых звуков там есть пустое окно, пустая клетка, которая в любой момент может заполниться. Более того, именно по тому, что она не заполнена, мы и определяем падеж и число. Это пример «минус-знака». Немота окончания в данном случае значима не меньше, чем его определенное звучание.
Примеров таких значимых отсутствий много и в жизни. Скажем, над входом кафе в рабочие часы может зажигаться вывеска с его названием. Тогда, если лампочки не горят (молчат), для потенциальных посетителей это означает, что кафе закрыто. Если не горит зеленый свет светофора, это не значит, что его вообще нет, его «молчание» — значимое.
«>
Прочерк или пропуск на месте указания цены в ресторане может означать, что указанное блюдо отсутствует в ассортименте.
Если вы входите домой и кричите: «Кто дома?», то молчание будет для вас знаком того, что домашние еще отсутствуют. Об этом же может говорить темное окно.
- Вы должны знать, что окончание — это изменяемая часть слова. Таким образом, у неизменяемых частей речи его нет. Отсутствуют они у наречий и деепричастий.
- Если вы испытываете затруднения при выявлении окончания, изменяйте форму слова и выявляйте ту часть, которая изменяется. Это и будет окончание. Например, вам нужно выделить окончание у слова «стол». Попробуйте изменить его форму: «стола», «столу», «столом» и т.д. Обратите внимание, что изменение происходит сразу после корня. Можно сделать вывод, что окончанием у слова «стол» нулевое.
- Нулевые окончания — это такие части слова, которые не выражены звуками. Как правило, они встречаются у существительных в форме именительного падежа мужского рода первого склонения или в третьем склонении.
- Если вам необходимо определить личные окончания у глаголов, обратите внимание на то, к какому спряжению он относится. Так, в слове «читает» окончанием будет «ет», так как глагол относится к первому спряжению.
- Научитесь различать окончания глаголов повелительного и изъявительного наклонений. Звучание в них может быть одинаковым, а вот части слова разными. Обратите внимание на глагол «крикните». Он употребляется в повелительном наклонении. Измените форму и сможете увидеть, что в слове «крикни» окончанием будет «и». Значит в глаголе «крикните» — «те».
- Обратите внимание на предложение «Когда крикнете, сообщите». В нем глагол «крикнете» употреблен в изъявительном наклонении. Если измените форму слова, то увидите, что окончанием будет «ете».
- Определяя окончание у прилагательных или причастий, можно поставить вспомогательный вопрос или узнать падеж, род и число. Например, в прилагательном «сильным» окончанием является «ым», так как оно относится к мужскому роду, единственному числу, творительному падежу.
- Если вы определяете падежное окончание у существительного, выясните, в каком падеже и склонении употребляется оно. У существительного » в деревне» окончанием будет «е», так как слово относится к первому склонению, предложному падежу.
1. Окончание — это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книга — книги — книгу .
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
рода, числа, падежа — у существительных (книга — окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга — окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга — окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга — окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга — окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
падежа — у некоторых местоимений (нет кого — окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти — окончание —и указывает на родительный падеж);
лица и числа — у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю — окончание —ю указывает на 1 лицо, единственное число);
рода и числа — у глаголов в прошедшем времени (читала — окончание —а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет ножа , резать ножом .
Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ — нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
Стол □ , дочь □ .
у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
Нет сил □ , нет дел □ , нет солдат □ .
у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
Весел □ , счастлив □ .
у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
Читал □ , пел □ .
у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .
Лисий □ , волчий □ .
Обратите внимание!
1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения — армий □ , предгорий □ , блюдец □ . Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.
Так, существительное армия [а́рм’иj ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ]ю , арми [ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий ), а в других формах он не получает специального обозначения.
В формах типа предгорий , блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е ).
Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’j ь] — предгорий [пр’и э дго́р’иj ]; блюдц е [бл’у́тц ъ] — блюдец [бл’у́дьц ].
2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий — синего ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий ) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде — [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .
Ср.: волчий — волчь [ j ]его , лисий — лись [ j ]его .
4. Окончание обычно находится в конце слова.
Исключения составляют:
окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);
Учит ся, учащий ся, идём те, кого -то, кого -либо, кого -нибудь.
окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.
В трёх стах , нет пяти десяти .
Обратите внимание!
Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень ), служебные части (под, и, будто, не ), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе ), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго ) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5. Основа — это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
6. При склонении и спряжении основа может меняться — сокращаться или увеличиваться.
Например: лист □ и листь [ j ]-я — во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.
Ср.: жд-а —ть и жд —у — основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс —а ); чит-а —ть — чит-аj —ют — в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).
Обратите внимание!
1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия , сандалия , революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие , напряжение , возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.
Ср.: арми -я, арми -и, арми -ей; быти -е, быти -я, быти -ем.
2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий , санаторий , край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]-я, кра [ j ]-ю, кра [ j ]-ем . В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).
Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:
край □ , пролетарий □ , санаторий □ .
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной .
Как ого -то — окончание —ого , основа как.. то ; уч ит ся — окончание —ит , основа уч..ся .
Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.
Записа —ть , записал —а , запиш —у .
Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.
Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал —а , надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях — формообразующий суффикс) неопределённой формы —ть : записа- .
Обратите внимание!
1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л — в прошедшем времени, -и — в повелительном наклонении).
2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.
Грамматическое и лексическое значение слова
Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся — это разные слова, а не формы одного и того же слова. У этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические — одинаковые (родительный падеж, множественное число).
Нулевое окончание и отсутствие окончания
Таким образом, нулевое окончание — это своего рода «выключенная» морфема. Ее выключили, чтобы выразить ее «молчанием» определенное значение. В словах «рук-(-)», «ног-(-)», «голов-(-)», «туч-(-)» это пустое, «негорящее» окно означает родительный падеж множественного числа. В глаголах «ходил-(-)», «говорил-(-)», «пел-(-)» — мужской род единственного числа. Во всех этих словоформах есть окончание, но оно выражено нулем звука.
Поэтому неправильно будет сказать, например, что «рук» — это слово без суффикса и окончания. Суффикса здесь действительно нет, а вот окончание есть. Звучание слова заканчивается звуком «к», а его состав, фактические границы — морфемой, выраженной нулевым звуком.
Отсутствие окончания, в отличие от присутствия нулевого, — это место за границами слова. Оно не противопоставлено «включенному» окончанию, так как грамматическая природа этого слова вообще не предполагает окончания. Хорошо, боязливо, под, с, углубляясь — все это примеры слов без окончания.
Таким образом, при морфемном анализе слова нужно отличать слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Изменяемые лексические единицы будут иметь окончание, пусть и выраженное нулем звука, а состав неизменяемых слов не предполагает окончания, в том числе нулевого.
Особенности морфемного анализа слова
Окончание — единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.
Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания — это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.
1. Окончание — это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книга — книги — книгу .
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
рода, числа, падежа — у существительных (книга — окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга — окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга — окончание —ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга — окончание —я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга — окончание —а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
падежа — у некоторых местоимений (нет кого — окончание —ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти — окончание —и указывает на родительный падеж);
лица и числа — у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю — окончание —ю указывает на 1 лицо, единственное число);
рода и числа — у глаголов в прошедшем времени (читала — окончание —а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет ножа , резать ножом .
Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ — нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах: