Бухучет для начинающих от проводок до баланса в бюджетных учреждениях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухучет для начинающих от проводок до баланса в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).
Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере
В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:
- бюджетное;
- автономное;
- казенное.
Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:
Наименование сравнительного параметра | Бюджетное | Автономное | Казенное |
---|---|---|---|
НПА | 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» | 174-ФЗ «Об автономных организациях» | БК РФ |
Основной вид деятельности | Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты | Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций | |
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности | Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ) |
Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты |
|
Основной источник финансирования | Субсидирование | Бюджетные средства | |
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств | План финансово-хозяйственной деятельности | Бюджетная смета | |
Расчетный счет | В органах Федерального казначейства | В ФК и коммерческих банках | В ФК |
Владение имуществом | Право оперативного управления | ||
Распоряжение объектами имущества | По факту получения согласия собственника имущественного объекта | ||
Ответственность по основным обязательствам | Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) | Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя |
Особенности составления бухгалтерских проводок
Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.
Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.
Все счета учета подразделяются на три вида:
- активные — на них проводятся активы организации;
- пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
- активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.
При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:
- актив — пассив;
- актив — активно-пассивный;
- пассив — активно-пассивный;
- два активно-пассивных счета.
Кто получает бюджетное финансирование?
Бюджетными принято считать организации, созданные государством. Функционировать они могут на федеральном, региональном уровнях. Основные понятия по учреждениям закреплены ФЗ №7 (12.01.1996), регулирующим работу некоммерческих организаций.
Согласно указанному документу, государственные организации бывают казенными, бюджетными, автономными. Первые создаются для выполнения государственных функций и используют в качестве источника финансирования бюджетную смету. Деятельность таких организаций регулируется преимущественно Бюджетным кодексом. Автономные и бюджетные учреждения работают в сферах медицины, образования, науки, социальной защиты населения, культуры, физического воспитания, спорта и т.п. Они получают финансирование в виде субсидий (БК РФ, ст. 78.1).
Рассмотрим специфику бухгалтерского учета бюджетных и автономных организаций
Отчетность бюджетной организации
Учреждения, получающие бюджетное финансирование, как и другие налогоплательщики, обязаны отчитываться по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Помимо основной отчетности такие структуры сдают отчеты о движении денежных средств, об исполнении бюджета. Часто информацию, указанную в отчетных формах, нужно уточнять. Бухгалтерией бюджетной организации для этого формируется пояснительная записка. Отсутствие последней в пакете отчетных документов – скорее исключение, чем правило.
Для уточнения отдельных моментов, цифр, особенностей деятельности бюджетной организации контролирующая структура может затребовать дополнительные документы (балансовые ведомости, декларации, расчеты и т.п.). Субсидиант и налогоплательщик обязан представить их в установленные сроки.
В счет 101 00 000 «Основные средства» внесен ряд изменений.
Исключены группа счетов учета 0 101 40 000 «Основные средства – предметы лизинга» и аналитические счета к ней: 0 101 (41 – 48) 000.
Введены новая группа 0 101 90 00 000 «Основные средства – имущество в концессии» и счета аналитического учета:
-
0 101 91 000 «Жилые помещения – имущество в концессии»;
-
0 101 92 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии»;
-
0 101 94 000 «Машины и оборудование – имущество в концессии»;
-
0 101 95 000 «Транспортные средства – имущество в концессии»;
-
0 101 97 000 «Биологические ресурсы – имущество в концессии»;
-
0 101 98 000 «Прочие основные средства – имущество в концессии».
Изменения в плане счетов. Скорректированы некоторые наименования счетов:
Старая редакция |
Новая редакция |
---|---|
0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 27 000 «Биологические ресурсы – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 37 000 «Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 26 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 36 000» Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 33 000 «Сооружения – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 33 000 «Инвестиционная недвижимость – иное движимое имущество учреждения» |
В связи с добавлением новых подстатей в КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» введены новые счета:
Счет аналитического учета |
Подстатья КОСГУ |
---|---|
С 01.01.2018 |
|
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» |
296 |
С 01.01.2019 |
|
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» |
227 |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» |
228 |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» |
229 |
Санкционирование расходов
В «1С» регистрируют приобретенные лимиты обязательств, связанных с бюджетом, ассигнования и иные сведения о бюджете.
В ней формируют расходные расписания, отражают суммы сведений о бюджете, которые доводят до распределения по всевозможным предприятиям.
Санкционирование расходов отображают в соответствующем журнале. Кроме того, получаются регистры учетов по данным процедурам. Карта, в которой учитываются лимиты бюджетных обязательств, это один из важнейших актов в «1С».
Важно знать, что казенные предприятия, которые утвердили финансовые органы субъектов местной администрации, порой производят свою собственную форму обмена информацией. По этой причине с целью формирования платежной документации встраивают процессы и алгоритмы обмена сведениями, которые не требуют особых настроек.
В «1С» учитываются и кассовые операции, которые касаются наличных средств. Чтобы этого достичь, были сформированы единые формы. Кассовый ордер выписывают в любом виде валюты. Всегда оставляют записи о процедурах, они остаются в журнале операций по счету «Касса».
Нередко проводят и их оформление по денежной документации. Когда формируются кассовые ордера по денежной документации, в ней всегда ставят пометку «Фондовый». Любое перемещение соответствующих актов регистрируют на счете бухучета. Кассовая книга формируется по наличным средствам и документации.
Всегда учитывают нюансы наличного обращения, когда проводят расчеты через казначейство, а также нюансы, связанные с проведением процедур по обеспечению средствами получателей бюджетных средств, отделов с применением карт. Нужно брать в расчет то, что в программе применяют и контрольно-кассовую технику для осуществления процедур, связанных с кассой.
Начиная пользоваться программой, первым делом сталкиваются с сервисом «Стартовый помощник». Он помогает грамотно настроить характеристики учета, данные о предприятии, то есть настроить правильно все сведения, которые затем понадобятся в работе, включая и централизованную бухгалтерию государственных казенных учреждений.
Сервер стоит обязательно использовать, так как любые неверные данные, внесенные в программу, в будущем обязательно скажутся в работе появлением всевозможных трудностей. «Стартовый помощник» понижает вероятность того, что в процессе работы с программой появятся роковые ошибки. В нем содержится полная база всех сведений, которые могут понадобиться в ходе дальнейшей работы с программой. Предписания, которые содержатся в нем, игнорировать смысла нет.
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации |
Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения |
Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения |
Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения |
Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Бухучет у бюджетников
Для отражения сумм начисленных вознаграждений за труд работников учреждений бюджетной сферы следует применять отдельные инструкции по БУ. Иными словами, общий План счетов (Приказ № 94н) в данном случае применять нельзя.
Так, общая инструкция для организаций — это Приказ Минфина № 157н. Однако это не единственный документ. Дополнительные рекомендации и требования даны в отдельных приказах:
- Инструкция № 174н — для бюджетного типа учреждений.
- Инструкция № 183н — для автономных организаций.
- Инструкция № 162н — для казенного типа госучреждений.
Так, в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, бюджетники для отражения начислений в пользу своих работников обязаны использовать счет 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда».
Для организации достоверного синтетического учета необходимо детализировать информацию. Для этого предусмотрите соответствующие коды аналитического учета:
- Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы также отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
- Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его также включите в группу с кодом «2».
- Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.
Начисление расходов по оплате труда отражается по кредиту счета 0 302 00 000, в корреспонденции со счетами:
- 0 109 00 000 — при отражении выплат в пользу работников, непосредственно участвующих в выполнении муниципального задания;
- 0 401 20 000 — для начисления выплат прочему персоналу.
Примеры проводок бюджетного учета
Рассмотрим работу со сторонними контрагентами. Приобретение услуг складывается из двух частей. Вначале мы принимаем к учету счет (счет-фактуру) за предоставленные услуги Дт 40120223 — Кт 30223730, затем оплачиваем их: 30223830 — 20111610. В данном случае расчеты ведутся через счет 30223, учитывающий кредиторскую задолженность по расчетам за коммунальные услуги. Если бюджетная организация вначале платит, а потом получает товар или услуги, то расчеты ведутся через 206-счета. 20634560 — 20111610 — организация совершила авансовый платеж за материалы, 10536340 — 20634660 — материальные запасы оприходованы, приняты к учету.
Похожие проводки используются, если затрагиваются расчеты с подотчетными лицами. 20834560 — 20134610 — выданы деньги из кассы в подотчет, 10533340 — 20834660 — подотчетное лицо приобрело топливо или ГСМ для организации.
Продолжим обзор проводок по материальным ценностям. 10531000 — 10531000 — передача медикаментов с одного материально ответственного лица на другое (здесь можно обойтись без КОСГУ). 40120340 — 10532440 — списание продуктов питания на расходы. Основные средства (ОС) чаще приобретаются через счет 10610, где собираются и накладные расходы, формирующие их стоимость: 10611310 — 20631560 (или 30231730). Далее идет собственно принятие ОС к учету: 10134310 — 10611410 (Машины и оборудование — иное движимое имущество).
ОС амортизируются — 40120271 — 10434410 и списываются: 10434410 — 10134410 — списание сумм амортизации, 40110172 — 10134410 — списание остаточной стоимости.
Некоторые проводки по заработной плате. 40120211 — 30211730 — начисление основной зарплаты, 30213730 — 30302830 — начисление пособий по временной нетрудоспособности, 30211830 — 30301730 — удержание НДФЛ из зарплаты. 40120213 — 30310830 — начислены взносы страховой части ПФР, 30211830 — 30403730 — перечисление зарплаты на банковские карточки (счет прочих расчетов по заработной плате).
Для приносящей доход деятельности расходы могут формироваться не через счет 40120, а через 109-е счета, формирующие себестоимость продукции, накладные или общехозяйственные расходы. Вот, например, как выглядит проводка начисления амортизации: 10960271 — 10434410. В конце определенного периода 109-е счета закрываются на 40120: 40120211 — 10960211. В конце года счета расходов и доходов закрываются на счет финансового результата 40130 по соответствующим КОСГУ (а у самого 40130 КОСГУ нет): 40130 — 40110000, 40120000 — 40130.
Порой не хватает на покупку машины и бытовой техники сущие копейки. И Вы уже стали задумываться о кредите. Но как узнать «потяните» Вы кредит или нет.
Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета |
Значение |
Классификационный признак поступлений и выбытий |
|
Финансовое обеспечение |
|
Объект учета |
|
Группа объекта учета |
|
Вид объекта учета |
|
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
Некоммерческие организации обязаны вести бухучет по общепринятым нормам, согласно Приказу Минфина № 94н. Так, все начисленные вознаграждения за труд аккумулируйте на бухсчете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Независимо от типа организации (некоммерческая, бюджетная, коммерческая) ведите учет начислений отдельно по каждому работнику. Не допускается внесение обобщенной информации по предприятию в целом либо записи по цеху, участку, отделу, смене.
Допустимо открыть соответствующие субсчета к счету 70. Например, чтобы детализировать информацию по цехам, отделам и прочим структурным подразделениям предприятия.
Для отражения начислений оформляется запись по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами производственных затрат. К примеру, чтобы отразить заработок основного персонала, используется счет 20 «Основное производство», для вспомогательного персонала — счет 23.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.
Система учета предприятия подразумевает обязательным условием наличие четкой системы счетов и инструкции по их использованию. Система счетов для отражения хозяйственных операций по методу двойной записи называется планом счетов.
Принятый Минфином в 2000 году план счетов действует и сейчас, с небольшими изменениями, внесенными в 2010 году.
Основная задача Плана счетов — связь показателей учета с показателями отчетности. Для правильного его использования Минфином разработана соответствующая инструкция.
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
План счетов бухгалтерского учета представляет собой таблицу, в которой счета сгруппированы в разделы по видам активов и обязательств. Для удобства использования в бухгалтерских программах зачастую предусмотрено отражение признаков суммового и количественного учета, является ли счет валютным и др.