Как расторгнуть церковный брак в Москве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как расторгнуть церковный брак в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Измена – главное основание для развода
В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.
В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).
В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.
Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:
«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».
Процедура развенчания церковного брака
Таким образом, развенчание может состояться только при благословении повторной церковной церемонии священнослужителем.
Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.
За венчание не предусмотрена плата, лишь добровольное пожертвование, сумму которого назовет вам священник в том храме, где вы решили повенчаться с вашим супругом. Сколько раз можно венчаться На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно.
Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.
Обряд развенчания – как жить дальше?
Помните, если все ваши усилия по сохранению семейного очага не увенчались успехом, и вы ушли от венчанного супруга, следует начать искать спасение в молитве. Чаще молитесь о том, чтобы Бог даровал вам достойного партнера. Только тогда вы сможете встретить человека, с которым вновь обретете счастье и сможете начать новую счастливую жизнь. Всегда старайтесь максимально тщательно анализировать все свои прошлые ошибки дабы не повторить их вновь. Старайтесь быть более терпеливым к недостаткам вашего нового венчанного мужа или жены и храните любовь в своем сердце. В таком случае вы сможете пронести это чувство через года и вам не придется вновь задумываться о развенчании.
Как развенчаться после развода
После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.
Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.
Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.
Отношение к браку в ранней Церкви
В Церкви Нового Завета был распространён аскетический идеал безбрачия и полного посвящения христианина Господу. Эти настроения усиливались в эпоху гонений, когда у первых христиан были сильны эсхатологические настроения, ожидание скорого Второго пришествия, «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7:29), — писал апостол Павел. «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].
Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.
Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].
Святые отцы и учителя Церкви о расторжении брака по причине прелюбодеяния
Очень многие святые отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, блаж. Августин Иппонийский, блаж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, блаж. Феофилакт Болгарский [21].
Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].
Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние? Неужели он держит ее? Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15–16). Итак, законность развода имеет своим поручителем и Христа… Кроме вины прелюбодеяния, Бог не разлучает того, что Сам сочетал», а при нём происходит полное расторжение брака [23].
Блаженный Иероним Стридонский: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч. 6: 32–33). Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно» [24].
Основатель западного богословия блаженный Аврелий Августин признавал возможность развода после прелюбодеяния: «Мужчина и женщина, связанные супружескими узами, продолжали жить нераздельно до самой смерти; и не разрешается расторгать брак иначе, как по причине прелюбодеяния (Мф. 5: 32)». При этом бл. Августин считал, что даже в случае прелюбодеяния супруги могут помириться, воссоединиться и сохранить брак: «Между живыми супругами сохраняются брачные узы, которые не могут быть уничтожены ни разлукой супругов, ни связью одного из супругов с кем-либо другим. Брачные узы остаются законными при совершении преступного прелюбодеяния одним из супругов, если формально брак будет сохранен» [25].
Допускал развод по причине прелюбодеяния и свт. Иоанн Златоуст: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющий ее муж не осуждается, потому что брак уже разрушен и оба лица (живя вместе) растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся блуднице есть одно тело с нею (1 Кор. VII, 16) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния муж уже не муж» [26].
«Как жесток и несправедлив тот, кто отпускает чистую, так безумен и неизвинителен и тот, кто удерживает блудницу (Притч. 18: 23), ибо скрывающий преступление жены есть уже покровитель ее распутства» [27].
Современник Златоуста епископ Амасийский Астерий: «Если кто выставит на вид вину прелюбодеяния и на нее сошлется в оправдание развода, то я тотчас приму защиту обиженного и, приготовив обвинительную речь против прелюбодейцы, выступлю — вместо противника мужу — добрым защитником его, похваляя бегущего от коварной и разрывающего узы, которыми он связан с аспидом или ехидной. Таковому первым дает разрешение Творец всего, как действительно оскорбленному и законно прогоняющему язву от своего дома и очага. Ведь брак заключается по двум причинам: ради любви (взаимной) и чадорождения, но ни одна из них не сохраняется с прелюбодеянием: поелику любви нет, если благорасположение склоняется к другому, а равно уничтожается и благо чадорождения, когда происходит смешение детей» [28].
Свт. Епифаний Кипрский: «Не могущий ограничиться одной, коль скоро она умрет или будет отлучена (от мужа) по какому-нибудь поводу, напр. любодеянию, прелюбодеянию или, вообще, по вине тяжкой, и сочетавающийся с другою женой или жена со вторым мужем ни божественным Словом не осуждается, ни от Церкви и жизни не исключается, но терпится по снисхождению к немощи; только чтобы кто не имел двух жен одновременно» [29].
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Творец природы… воспрещает разрешать брак, но указал одну причину к расторжению, разрывающую союз в самом существе. Ибо говорит: всяк отпущай жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Мф. V, 32). Посему и в жене нужно переносить все неприятное, если, например, она болтлива, пьяница или бранлива; но раз она явно пренебрегает законами брака и ищет другого (союза), тогда повелевается расторгать супружество»[30].
По словам Евфимия Зигабена, Спаситель «повелел изгонять только одну блудную или прелюбодейную жену… потому что всякая другая вина допускает врачевание, а лишь эта неисцелима» [31].
Как происходит развенчание церковного брака
Особых правил развенчания в православной церкви не предусмотрено.
После рассмотрения прошения епархия может благословить повторное венчание или не благословить. Однако и в том и в другом случае никакого официального подтверждения на бумаге она не выдает, поскольку самой процедуры развенчания в церкви не предусмотрено. После получения благословения можно повторно венчаться.
Развенчание церковного брака процедура довольно сложная. Однако повторное венчание будет происходить несколько иначе, чем первоначальное, поскольку обряд проходит вторым чином и не применяются венцы. Даже если один из супругов будет венчаться впервые, над головами новобрачных не будут держаться венцы.
Расторжение церковного брака
В случае проведения обряда венчания происходит и развенчание церковного брака. Но это кажется логичным только нам, жителям XXI века. Для самой церкви процесса развенчания, как оказалось, не существует. Причина такого казуса заключается в первую очередь в ее негативном отношении к самому разводу, благодаря чему такого понятия как «разрыв священных уз» попросту не бывает. В любом храме вам скажут, что семья – это не игра, которой вы какое-то время увлекались, а после того, как надоело, решили выйти из нее и развестись. Тем не менее, православная церковь более снисходительно относится к грешным душам своих прихожан и время от времени допускает процесс повторного венчания, не переставая упрекать в метании между женами или мужьями. Единственным случаем, когда церковь не будет мешать вам вновь прийти к алтарю остается только смерть венчанного супруга.
Возможность заключения нового союза
Многие пары задаются вопросом, можно ли венчаться дважды. Учитывая, что развенчаться после развода возможно только при повторном венчании, следовательно, церковь одобряет заключение новых союзов. Но такое бракосочетание допустимо только тем партнерам, которые не были виноваты в распаде предыдущей семьи. Если разлад отношений произошел по причине измены, то супруг, совершивший грех прелюбодеяния, навсегда получает запрет от церкви на второй брак.
Существует также количественное ограничение на заключение новых союзов. Допускается не более трех раз вступать в церковный брак, даже если предыдущие расторгались по веским основаниям (муж изменял, партнер умер, супруг признан недееспособным).
Следует знать, что при повторном венчании невесте нельзя надевать белое платье, а также покрывать голову фатой. Запрещено входить в храм с голыми плечами, руками, ногами. Не допускается красить губы. Кроме того, девушке, вступающей в брак, следует отказаться от макияжа в день церковного бракосочетания. Если союз заключается в третий раз, то оба супруга после обряда наказываются и отлучаются от церкви на 5 лет.
Когда мы совершаем браковенчание, мы читаем о том, как Господь Иисус Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую. Эти люди были венчаны? Нет! Но мы читаем в Евангелии, что Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую, а не на блуд в Кану Галилейскую… Если брак не венчан — это всё равно брак. Что такое брак? Где один мужчина живёт с одной женщиной, рожает с ней детей, считает её своей женой. Почему-то они не венчаны: то ли они неверующие, то ли один из них неверующий. Но они живут вместе, вместе строят своё гнездо, вместе терпят радости и горести. Да какие же они блудники? Это невенчанный брак. Гражданский брак, как раз в правильных терминах — это расписанный брак, который не имеет венчания. А в современном понимании гражданский брак — это сожительство. Вот блудное сожительство без взаимных обещаний — это преступление. В основном, против женщины.
Таинство венчания как начало супружеской жизни под Божьей защитой
Развенчание церковного брака на сегодняшний день является вполне обычной процедурой. Но все же нужно рассмотреть, как происходит соединение двух любящих людей в лоне церкви. Следует заметить, что само таинство венчания является сравнительно молодой традицией и пришло на Русь где-то в XV-XVI веке. В Византии же это таинство было привилегией только богатых людей, а для более простого сословия существовало благословение епископа и совместное причащение.
На сегодняшний день существует устоявшийся чин венчания, который был сформирован в IX-X веках. И тут следует понять, что возник новый тип брака – это союз навсегда, даже после смерти. Тут перестала существовать возможность даже мысли о другом супружестве. Человек безгранично верил в свой союз и делал все возможное, чтобы его сохранить. Конечно, в наше время все совсем не так, но суть венчания такова.
Развенчание после расторжения брака
Семейные узы брака прекрасны, венчание носит под собой еще более глубокий смысл. При венчании неспроста присутствует священник, он связывает души людей не только земными узами, но и духовными.
Священник объясняет молодоженам, что после венчания они соединяют свои души не только друг с другом, но и с Господом Богом. От того обычным разводом через ЗАГС просто так не отделаться. Сложность характера, угасшие чувства не являются поводом для развода в церкви. Прежде чем венчаться в церкви, необходимо серьезно поразмышлять, насколько вы готовы к такому союзу.
К сожалению, бракоразводный процесс, как и развенчаться в церкви после разводы с бывшим мужем. Вопрос более чем актуальный. Расставания с любимыми людьми для многих уже обычное дело.
Причины, по которым можно расторгнуть церковный союз
Нужно понимать, что православная церковь против разрушения семьи и всеми силами, старается сохранить семью. Расторжение брака в православие считается грехом. Институт семьи создан по воле Божьей, и разрушение его канонов является преступлением против самого Господа.
Согласно Божьему закону, у каждого человека должен быть свой партнер и он быть одним и на всю жизнь. Они должны взяться за руки и пройти свой жизненный путь от начала и до конца. Пережив вместе все тяготы и радости совместной жизни.
Принять человека со всеми его плюсами и минусами является очень тяжелой и трудной задачей. Но согласно священным писаниям именно пройдя через невзгоды человек, очистится и найдет спасение у Бога. Когда человек дорожит своей семьей и ценит ее у него намного больше шансов стать ближе к господу.
И не смотря на старании церкви сохранить семью. Существуют определенные причины, которые церковь считает значимыми для расторжения церковного брака. Самой важной причиной считается прелюбодеяние. Остальные причины будут приведены ниже:
- Употрeбление наркотических веществ или злоупотрeбление алкогольной продукцией;
- Венерические заболевания у человека;
- Проблемы с психическим состоянием;
- Один из супругов принял другую веру;
- Создание новой семьи, брака;
- Один из партнеров совершил преступление, за которое назначается уголовная ответственность;
- Причинение физического вреда одним супругом другому. Так применение силы в отношении детей;
- Человек, которой пропал без вести, которого не могут найти больше пяти лет;
- Решение сделать aбopт, без уведомления и согласия своего мужа. Аборт не является основанием, если он был необходим в связи медицинским заключением;
- Союз был заключен против воли одного из партнеров;
- Бесплодие;
- Сексуальная связь родственников.
Все перечисленные случаи рассматриваются священнослужителем в индивидуальном порядке со всеми подробностями. Если же вы решили прийти в церковь и расторгнуть брак по причине ссоры, вы получите отказ.