Имеют ли право ГИБДД останавливать ночью на трассе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеют ли право ГИБДД останавливать ночью на трассе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие наслышаны об историях, когда автомобилисты становились жертвами бандитов, переодетых в полицейских. В темное время суток вероятность встречи на дороге со злоумышленниками возрастает. Естественно, любой водитель желает сделать все возможное, чтобы обезопасить себя. Некоторые советуют не останавливаться, если сотрудник ГИБДД подает знак жезлом в темноте. Такая позиция в корне не верна. Неповиновение повлечет за собой погоню и составление административного протокола с последующим назначением штрафа.
Известно, что водителю необязательно выходить из машины после прекращения движения. Достаточно просто опустить стекло, чтобы страж порядка имел возможность начать диалог. Поэтому при возникновении опасений можно заблокировать двери транспортного средства. Иногда инспекторы ГИБДД начинают уговаривать водителя пройти в патрульный автомобиль, в котором есть яркое освещение, чтобы изучить предъявленные документы там. Не стоит поддаваться на подобные уговоры. Если уж полицейский посчитал нужным прибегнуть к остановке машины, он должен позаботиться хотя бы о наличии фонарика.
Когда нужно проявить особую бдительность? Следует насторожиться, если рядом с человеком, одетым в полицейскую форму, не окажется патрульного автомобиля. Также нужно иметь в виду, что у настоящего инспектора ДПС на груди должен быть значок с личным номером. Для подстраховки стоит попросить «гаишника» предъявить служебное удостоверение. Настоящий страж порядка сделает это по первому требованию. На развороте должен находиться голографический знак МВД. Достаточно осветить документ при помощи экрана сотового телефона, чтобы убедиться в его наличии.
Настоящий сотрудник ДПС после выявления правонарушения приступит к составлению административного протокола. Мошенник же начнет настаивать на немедленном «решении вопроса». В такой ситуации можно озвучить свое намерение позвонить в дежурную часть. Злоумышленники сразу видят тех, кто готов дать им отпор, и предпочитают не связываться с такими автомобилистами. Ведь чаще всего их цель – легкая нажива в виде «взяток», а вовсе не нападение на водителей (хотя бывает и такое).
Если признаков того, что перед вами самозванец, слишком много, и «страж порядка» начинает проявлять агрессию, лучше прекратить диалог и уехать. Оказаться впоследствии оштрафованным не так страшно, как стать жертвой преступника.
Вероятность встретить преступников, переодетых в форму сотрудников ДПС, на темной дороге возрастает, поэтому при таких обстоятельствах важно проявлять повышенную осторожность.
Чтобы обезопасить себя, водителю после остановки лучше заблокировать двери изнутри, слегка опустить стекло для разговора с инспектором. Не стоит поддаваться на предложение пройти в патрульный автомобиль.
Желательно попросить служебное удостоверение. На его развороте должен быть голографический знак МВД, отражающий свет. Чтобы проверить подлинность, достаточно подсветить это место с помощью мобильного телефона.
Особое подозрение в темное время суток должен вызывать останавливающий машину человек в форме гаишника, возле которого отсутствует патрульный автомобиль. На груди настоящего инспектора обязательно должен быть значок с личным номером. Сотрудник ГИБДД после остановки станет составлять протокол, а самозванец – предлагать решить проблему на месте.
Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?
Всё достаточно просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями назвать причину остановки и далее проверки документов, а повезёт «к себе в гости» с дальнейшей перспективой провести в местах для административно арестованных до 15 суток.
А вы уже дальше будете обжаловать его действия. И с большой долей вероятности безуспешно. Но далеко не во всех случаях.
Но на самом деле, работает это на примере диалога так:
– Инспектор такой-то, предъявите ваши документы!
– Назовите причину остановки моей машины.
– Проверка документов.
– А основания для этой проверки?
– Операция «Вези меня олень».
– Ознакомьте меня с документацией по данной операции!
– Документация находится на стационарном посту по такому-то адресу. Передайте для проверки ваши документы, а затем можете отправиться на данный пост и убедиться в законности операции.
И всё! Действительно, у сотрудника полиции в 2023 году есть две универсальных основания:
- проводимые спецмероприятия,
- ориентировки на ваш автомобиль или на вас как водителя.
По сути они дают полную свободу действий по правомерности требований инспектора. Однако, согласно пункту 7 статьи 5 закона О полиции, полицейский всё же обязан ознакомить водителя с документами на такие ориентировки или мероприятия. Вот только инспекторы в подавляющем большинстве считают, что ознакомить не равно предоставить их по первому требованию водителя на месте остановки.
Они думают, что это означает «не препятствовать» ознакомлению. Вот только это разные вещи, как мы понимаем. Но кому от этого легче, если суды примут позицию именно сотрудника ГИБДД?!
Ночью, на пустой дороге мне машет ДПС. А если не тормозить?
Остановив автомобиль, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки и попросить водителя передать ему документы для проверки или оформления правонарушения. Если водителя или пассажира привлекают в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор обязан разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законом.
Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.
Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:
Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам <...>
Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.
Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.
Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.
Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов…» (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП…» (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.
Читаем дальше пункт 2.4.
Право остановки транспортных средств предоставлено <...> также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<...>
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <...> должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.
И заканчивается пункт 2.4. так:
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.
Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.
Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <...> (приказ МинТранса № 542).
Сначала «разберёмся» с ГИБДД.
Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:
66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<...>
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;
Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.
2.7. Водителю запрещается:
<...>
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<...>
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<...>
оснащать транспортные средства тахографами…
Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:
98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<...>
снятие информации с имеющегося тахографа;
То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.
А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.
Права водителя при остановке ГИБДД
Часто можно встретить жалобы автовладельцев на незаконную остановку транспортного средства. Многие просто не понимают, как необходимо действовать в таком случае. Растерянность часто не позволяет оспорить действия инспектора.
Действия работников при исполнении должностных обязанностей четко регламентированы. Прописаны они в Административном регламенте, который утвержден 2 марта 2009 года приказом No185. Именно в этом регламенте Вы можете найти всю необходимую информацию о порядке действий сотрудников ГИБДД.
Отдельно стоит обратить внимание на требования к размещению контролеров в темное время суток: размещаться он имеет право лишь на не затененных участках, обязательно должен одевать снаряжение, которое имеет световозвращающие нашивки. Обязательно наличие светящегося жезла.
Стоит знать, что приказать затормозить без имеющихся законных оснований на это никто не имеет права. Законными причинами для торможения участников движения могут быть:
– не соблюдение Вами установленных правилами требований, определить которое можно на глаз или с использованием дополнительных технических средств;
– имеющиеся данные о возможной сопричастности человека, управляющего машиной, или перемещающегося на нём в качестве пассажира к произошедшему дорожно-транспортному происшествию, любому другому нарушению требований Закона. Обычно подобные данные получаются инспекторами из различных источников, основной из которых – ориентировки коллег;
– потребность в опрашивании тех, кто находится внутри автомобиля в связи с тем, что они могли стать свидетелями произошедшего нарушения Закона;
– поиск понятых. В их качестве могут выступить те, кто находится в транспортном средстве;
– выполнение действий по регулированию движения на дороге;
– ситуация, при которой требуется оказать помощь самому инспектору или участникам дорожного движения, а водитель или пассажиры могут её оказать;
– необходимость осуществления проверки документации. Подобные процедуры могут осуществлять лишь в условиях стационарного поста, об осуществлении подобной проверке вне их не может быть и речи.
Помимо пунктов перечисленных выше, могут быть и другие основания остановки и требования предоставить документы.
Подать сигнал к приостановке движения инспектор вправе, если требуется его незамедлительное использование Вашего авто с целью предотвращения преступления или преследования тех, кто уже совершил его.
Также затормозить Вас представитель власти может для экстренной госпитализации пострадавших, если в этом есть необходимость. Вас могут попросить произвести буксировку транспортных средств с места ДТП, если они имеют сильные повреждения. Воспользоваться Вашим транспортным средством инспектор может с целью срочного проезда к месту преступления.
В любом случае сотрудник правоохранительных органов обязан четко обозначить цель использования Вашего транспорта. Помимо этого он должен рассказать Вам о маршруте передвижения. Это уместно в тех случаях, когда не ведется преследование преступников.
Инспектор обязан пояснить Вам, какие могут быть последствия при отказе от выполнения его законных требований. Ответственность регулируется статьей 19.3 КоАП. Этой статьей предусмотрено наказание в виде штрафа или ареста. Отказываясь от выполнения требований инспектора, будьте готовы к штрафу в 1000 рублей или аресту до 15 суток.
Производить торможение транспортного средства в тех местах, где это запрещено, не имеет права ни один инспектор. Однако есть ситуации, при которых тормозить возможно и там, где это не позволяют правила. К таким случаям относят:
– возможность предотвращения совершающегося преступления;
– осуществление на участке регулировочных работ;
– действительная угроза жизни, здоровью или имуществу других людей. С целью её пресечения, сотрудник органов имеет право производить приостановку движения некоторых автомобилистов.
Притормозить Вас представитель правоохранительных органов может посредством громкоговорителя. Однако это далеко не единственный способ. Будьте внимательнее – потребовать прекращения движения могут специальным жестом руки. В таком варианте на помощь к контролеру приходит жезл или знакомый всем диск с красным кругом – их обычно направляют на тот автомобиль, который требуется остановить.
Обязательное условие – действия должны быть понятны и однозначно интерпретированы водителем. Он с первого раза должен понять, где ему необходимо остановиться.
Деятельность ГИБДД направлена на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), минимизацию последствий от уже произошедших аварий, на контроль за соблюдением порядка и законности на дорогах России. Функционирование сотрудников ГИБДД осуществляется в рамках специального Административного регламента.
Данный свод правовых норм утвержден приказом МВД № 644 от 28.08.2017 г. В этом регламенте, в том числе прописаны основания и причины, которые являются правомерными для остановки транспортных средств (ТС) сотрудниками ГИБДД на дороге.
Имеет ли право служащий данной структуры останавливать ТС без причины? И что делать, если это все-таки произошло? Рассмотрим проблему немного подробней.
Административный регламент подлежит четкому выполнению. Поэтому он является руководством к действию для должностных лиц ГИБДД и пояснением для автолюбителей по правомерности действий указанных лиц. В данном документе также отражен полный список ситуаций, в которых сотрудник ДПС имеет право останавливать ТС. К основным позициям перечня относятся:
- Нарушение ПДД, обнаруженное визуально сотрудником полиции или зафиксированное автоматическими средствами наблюдения за порядком на дорогах;
- Наличие информации о том, что водитель, его пассажиры или ТС причастны к какому-либо ДТП, правонарушению или преступлению;
- Наличие сведений о том, что аналогичное ТС находится в розыске;
- Необходимость оказания помощи другим участникам дорожного движения;
- Надобность использования ТС в неотложных служебных целях;
- Необходимость снятия показаний с водителя или пассажиров как со свидетелей ДТП, правонарушения или преступления;
- Необходимость обеспечения беспрепятственного движения для машин спецназначения;
- Выполнение спецопераций;
- Отсутствие на ТС государственных номеров;
- Наличие признаков неисправности автомобиля;
- Проверка документов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не имея должного основания, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать ТС, это является незаконным.
Водитель при поданном ему сигнале сотрудника правоохранительных органов, обязан остановить автомобиль, несмотря на то, что в этот момент он не знает, на каком основании проводится остановка.
Об этом ему обязано незамедлительно сообщить должностное лицо, ее осуществившее.
Все действия сотрудника ГИБДД после остановки ТС прописаны в Административном регламенте. Это значит, что при несоблюдении должностным лицом установленных норм, остановку транспорта можно считать незаконной, а все последующие действия должностного лица — неправомерными. Служащий ГИБДД в соответствии с регламентом должен осуществить следующий порядок действий:
- Подойти к остановленному транспортному средству со стороны водителя.
- Представиться (назвать ФИО, звание, должность).
- Предъявить удостоверение и назвать телефон и место нахождения подразделения, где служит (только по требованию водителя).
- Озвучить основание, послужившее причиной проведенной остановки.
- Попросить предъявить документы.
Только при выполнении всех описанных манипуляций остановка транспортного средства считается законной.
Следует помнить, что причина остановки должна быть правомерной, то есть прописанной в перечне Административного регламента. Так, например, остановка для проверки неоплаченных штрафов является незаконной.
Таким образом, водитель движущегося транспортного средства обязан остановиться при соответствующем указующем сигнале или жесте сотрудника ГИБДД. Если данный сотрудник не назвал допустимую с точки зрения Административного регламента причину остановки, то его действия являются незаконными, и могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях на основании ст. 12.35 КоАП.
Безопасность позднего времени суток на дороге
Остановка ГАИ на трассе в ночное время может быть связана с разными целями. Чаще всего они проводятся для проверки документов, состояния транспортного средства и уровня алкоголя в крови водителя. Также такие остановки могут быть связаны с профилактикой правонарушений и обеспечением безопасности на дороге.
Действия сотрудников ГАИ при остановке в ночное время обычно аналогичны действиям в дневное время. Водитель должен снизить скорость и остановиться на указание сотрудников. Сотрудники ГАИ могут попросить предъявить документы, комплектность аптечки, запасное колесо и огнетушитель. Также может быть проведена проверка алкогольного опьянения с помощью специальных алкометров.
Важно отметить, что в ночное время часто возникают аварийные ситуации из-за плохой видимости. Поэтому рекомендуется включать фары ближнего света и габаритные огни, переключать на ближний свет в случае встречи с другими транспортными средствами. Особое внимание следует уделять скорости движения, соблюдению правил проезда и обгона, а также контролю за уровнем усталости водителя.
В целом, безопасность позднего времени суток на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения и внимательности водителей. Постоянный контроль со стороны ГАИ помогает обеспечить безопасность на дорогах и свести к минимуму возможные аварийные ситуации.
Мифы о ночных остановках ГАИ на трассе
Миф номер 1: ГАИ не имеет права останавливать транспортные средства ночью.
На самом деле, сотрудники ГАИ имеют право останавливать транспортные средства в любое время суток. Остановка может быть осуществлена в случае нарушения ПДД, подозрений в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, а также в случае подозрений в совершении правонарушений или преступлений.
Миф номер 2: ГАИ может остановить и проверить транспортное средство на трассе только при наличии видимых нарушений.
Сотрудники ГАИ вправе проводить контрольные проверки транспортных средств на трассе независимо от наличия видимых нарушений ПДД. Это делается в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения правонарушений, которые не всегда могут быть замечены сразу.
Миф номер 3: ГАИ может требовать у водителя выпить алкогольный тест ночью только при наличии подозрений в пьяном вождении.
Сотрудник ГАИ вправе требовать у водителя проведение алкогольного теста ночью без наличия подозрений в пьяном вождении. Такая процедура может быть проведена в рамках плановой проверки или при проведении контрольных мероприятий.
Миф номер 4: ГАИ может призывать водителя ночью подтвердить свою личность через оплату штрафа или предоставление документов.
Сотрудник ГАИ вправе запрашивать у водителя документы, подтверждающие его личность, в любое время суток. Оплата штрафа или предъявление других документов не могут использоваться в качестве способа подтверждения личности.
Миф номер 5: ГАИ может проводить досмотр транспортного средства ночью только при наличии подозрений в совершении преступления.
Сотрудники ГАИ вправе проводить досмотр транспортного средства ночью без наличия подозрений в совершении преступления. Такое мероприятие может быть проведено, например, для проверки наличия запрещенных предметов или контрабанды, а также для выявления других нарушений ПДД.
Что делать при остановке гаишниками ночью на трассе?
Остановка гаишниками ночью на трассе может вызвать некоторую тревогу и неопределенность у водителей. Однако, важно помнить, что гаишники имеют право останавливать транспортные средства в любое время суток, в том числе и ночью.
Если вас остановили гаишники ночью на трассе, важно соблюдать некоторые правила и последовательность действий:
- Снизьте скорость и остановитесь на безопасном месте, предпочтительно на обочине.
- Включите аварийную сигнализацию и выставьте треугольный предупредительный знак.
- Оставайтесь спокойными и не проявляйте агрессию.
- Подготовьте все необходимые документы: водительское удостоверение, ПТС, страховку.
- Дайте гаишникам возможность первыми обратиться к вам с инициативой.
- Объясните гаишникам причину вашего пути и предоставьте им требуемые документы.
- Если гаишники предлагают Вам штрафы или выписывают нарушение – не отказывайтесь и не спорьте, если Вы действительно нарушили правила дорожного движения. В случае несогласия с действиями гаишников, оставьте все спорные вопросы до суда.
- Не забывайте запоминать или фотографировать машину гаишников (марку, номер), а также фиксировать время и место остановки.
Запомните, что главное во время остановки гаишниками ночью на трассе – это соблюдать закон и не нарушать указания сотрудников ГИБДД. Сотрудники ГИБДД выполняют свою работу, которая направлена на обеспечение безопасности завтрашнего дня на дорогах страны.
Дпс остановка в темное время суток
Инспектор ДПС: какие у него права? Много ли прав у инспектора дорожно-патрульной службы? Разрешено ли ему прятаться от водителей, где полагается составлять протокол об административном нарушении, обязан ли водитель по требованию инспектора покидать автомобиль?
Итак, основаниями к остановке транспортного средства сотрудником ДПС являются: 1) визуально установленные сотрудником ДПС или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений Правил дорожного движения (ПДД); 2) наличие у сотрудника ДПС данных (например: ориентировки, информация дежурного), свидетельствующи х о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспор тного происшествия (ДТП), преступления или правонарушения; 3) наличие у сотрудника ДПС данных (например: ориентировки, сведения оперативно-справ очных и розыскных учетов) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске; 4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспор тного происшествия, правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; 5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; 6) выполнение распорядительно- регулировочных действий (например: проведение разъяснения водителю, что проезд по Н-скому шоссе опасен из-за угрозы обвала); 7) необходимость использования Вашего транспортного средства (в исключительных случаях, например: машина сотрудника ДПС сломалась, а необходимо срочно доставить раненого гражданина в больницу); 8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; 9) проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов (например: недавно были мероприятия по выявлению случаев незаконного пользования водителями травматическим оружием); 10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Многие наслышаны об историях, когда автомобилисты становились жертвами бандитов, переодетых в полицейских . В темное время суток вероятность встречи на дороге со злоумышленниками возрастает. Естественно, любой водитель желает сделать все возможное, чтобы обезопасить себя. Некоторые советуют не останавливаться, если сотрудник ГИБДД подает знак жезлом в темноте. Такая позиция в корне не верна. Неповиновение повлечет за собой погоню и составление административного протокола с последующим назначением штрафа .
Известно, что водителю необязательно выходить из машины после прекращения движения. Достаточно просто опустить стекло, чтобы страж порядка имел возможность начать диалог. Поэтому при возникновении опасений можно заблокировать двери транспортного средства. Иногда инспекторы ГИБДД начинают уговаривать водителя пройти в патрульный автомобиль, в котором есть яркое освещение, чтобы изучить предъявленные документы там. Не стоит поддаваться на подобные уговоры . Если уж полицейский посчитал нужным прибегнуть к остановке машины, он должен позаботиться хотя бы о наличии фонарика.
Когда нужно проявить особую бдительность? Следует насторожиться, если рядом с человеком, одетым в полицейскую форму, не окажется патрульного автомобиля. Также нужно иметь в виду, что у настоящего инспектора ДПС на груди должен быть значок с личным номером. Для подстраховки стоит попросить «гаишника» предъявить служебное удостоверение. Настоящий страж порядка сделает это по первому требованию. На развороте должен находиться голографический знак МВД. Достаточно осветить документ при помощи экрана сотового телефона, чтобы убедиться в его наличии.
Настоящий сотрудник ДПС после выявления правонарушения приступит к составлению административного протокола. Мошенник же начнет настаивать на немедленном «решении вопроса». В такой ситуации можно озвучить свое намерение позвонить в дежурную часть. Злоумышленники сразу видят тех, кто готов дать им отпор, и предпочитают не связываться с такими автомобилистами. Ведь чаще всего их цель – легкая нажива в виде «взяток», а вовсе не нападение на водителей (хотя бывает и такое).
Если признаков того, что перед вами самозванец, слишком много, и «страж порядка» начинает проявлять агрессию, лучше прекратить диалог и уехать. Оказаться впоследствии оштрафованным не так страшно, как стать жертвой преступника.
Ночная встреча с инспектором ГИБДД всегда вызывает у автомобилиста беспокойство. Ведь известно немало историй, когда человек в форме сотрудника правоохранительных органов оказывался оборотнем в погонах. Злоумышленники обычно преследуют одну цель – это легкая нажива. В лучшем случае мошенник станет вымогать взятку. А в худшем водитель может подвергнуться нападению и пострадать не только в денежном смысле, но и физически.
Многие помнят времена, когда стражи порядка не имели права останавливать машины вне стационарных постов. Потом законодательство несколько раз менялось. Из-за этого водители часто сомневаются в правомерности действий инспекторов ГИБДД. Так законна ли сегодня остановка ночью в неосвещенном месте? Что делать, если из темноты вдруг возник патрульный автомобиль ДПС?
Как вести себя во время остановки?
По правилам остановка автомобиля должна выглядеть так: инспектор подошел, представился, показал служебное удостоверение , н аз вал причину остановки. В ыходить из автомобиля вы не обязаны, за исключением нескольких случаев. Например, инспектор хочет произвести осмотр или досмотр автомобиля.
Если вы общаетесь с сотрудником полиции через едва приоткрытое окно, могут возникнуть подозрения, что вы пьяны. В таком случае инспектор должен озвучить вам свои подозрения и назвать основания для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Их всего четыре:
- запах алкоголя изо рта
- неустойчивость позы
- резкое изменение окраски кожных покровов лица
- поведение, не соответствующее обстановке
Как проводится досмотр автомобиля?
Это более детальная процедура, отказаться от которой нельзя. Досмотр всегда проводится под протокол в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Вам и пассажирам также рекомендуется вести видеозапись. З амечания, возражения и пояснения необходимо вносить в протокол досмотра.
И нспектор имеет право прикасаться к любым предметам , но не может нарушать конструктивную целостность автомобиля ( вскрывать обшивку кузова или снимать сиденье ). Это уже будет считаться обыском, а он допускается только по решени ю суда. После завершения процедуры досмотра водителю вруч ается копия протокола . В ней указано , обнаружили ли сотрудники полиции по результатам досмотра что-либо незаконное.
Если по результатам досмотра в автомобиле обнаружат наркотики, водите ля з адержа т и достав ят в отдел полиции для дальнейшего разбирательства. Ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков очень серьезная:
- ст. 228 УК РФ предусматривает наказание за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических и психотропных средств, их аналогов, а также растений, содержащих наркотические и психотропные вещества. В зависимости от размера изъятых веществ водителю (или пассажиру) может грозить лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом до 500 000 рублей.
- За незаконное приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств (веществ, используемых для изготовления наркотиков), установлено менее жесткое наказание — штраф до 300 000 рублей, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до одного года (ч.1 ст. 228.3 УК РФ ). Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом до 500 000 рублей либо лишением свободы до 2 лет (ч.2 ст. 228.3 УК РФ ).
Ночью, на пустой дороге мне машет ДПС. А если не тормозить?
Ночная неосвещенная трасса с редкими очагами цивилизации не вызывает никакого желания лишний раз тормозить и уж тем более выходить из машины. Выбора не остается, когда этого требует закон.
Материалы по теме
Главный документ для водителя — ПДД. Пунктом 6.11 установлено, что «требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство», и водитель должен остановиться в указанном ему месте». Никаких ограничений по типу дорог и времени суток Правилами не предусмотрено. Подразумевается, что патруль работает на обеспечение безопасности движения, и раз останавливает при сомнительных для водителя обстоятельствах, на то есть веская причина.
Пункт 1.2 ПДД описывает, как должен выглядеть регулировщик при несении службы. Обязательно наличие форменной одежды и/или отличительного знака и экипировки.
К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей, уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Работают ли дорожные инспекторы ночью
В своей работе сотрудники ГИБДД руководствуются Приказом № 664 от 23.08.2017, который не регламентирует время несения службы. Главная задача инспекторов ДПС — круглосуточное обеспечение безопасности дорожного движения. Время патрулирования дорог и освещенность участка в Приказе не оговорены, зато четко перечислены основания для остановки транспортного средства. К ним относятся:
- нарушение водителем ПДД;
- подозрение в угоне транспортного средства;
- опрашивание водителя и пассажиров как понятых или свидетелей правонарушений;
- необходимость воспользоваться в чрезвычайной ситуации автомобилем владельца;
- проведение запланированной проверки документов и операции по предупреждению нарушений;
- содействие в оказании помощи при ДТП.
Любое из перечисленных оснований дает право представителю ДПС остановить автомобилиста где угодно и в любое время. Сотрудник ГИБДД, исполняющий ночью служебные обязанности на дорогах, должен иметь при себе жилет со светоотражающими элементами и жезл, который виден в темноте.
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС
В октябре 2017 г начал действовать Административный регламент, утвержденный 644 Приказом МВД. Это своеобразная инструкция для сотрудников полиции.
Водители не обязательно должны его изучать, то не будет лишним прочитать. Документ можно получить без проблем в свободном виде.
Новшество регламента – обновленное условие проверки документов на дороге за пределами стационарного поста.
В статье разберемся, имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать и проверять документацию совершенно в любых местах. Какие основания нужны полицейскому, чтобы останавливать машины на дороге?
Обновленный регламент дает возможность сотрудникам полиции останавливать транспорт за стационарным постом, чтобы осуществить простую проверку документов.
Для этого они могут выбрать удобное место, при этом не важно, где оно находится. Однако место выбирает руководящий состав, а не рядовой сотрудник.
Остановка машины полицейским за стационарным постом стала распространена из-за снижения количества постов.
Это в свою очередь объясняется сокращением кадров в ГИБДД. На самом деле и раньше было разрешено останавливать транспорт за стационарными постами, но в случае осуществления специальных операций, утвержденных начальством. В связи с этим данное новшество почти ничего не изменило в порядке остановки, особенно в городских условиях.
Инспектор без труда мог придумать повод, чтобы остановить водителя, а они не препятствовали этому. Проще показать водительские права и СТС, чем вступать в конфликт с полицией. Места работы инспекторов ГИБДД определяются путем анализа аварийности региона, выявления опасных дорог, учитывая ухудшения оперативной и дорожной обстановки.
По закону инспектор не имеет права курить при разговоре с водителем, должен быть вежливым, не высказывать дискриминационное отношение по признакам национальности, возраста и пола. Нельзя оскорблять, обвинять и предъявлять незаслуженные нарушения.
«Пункт 2.1.1 ПДД — проверка документов и общение с ГИБДД»
По каким основаниям инспектор может остановить водителя, согласно 84 статьи регламента:
- Если водитель нарушил Правила, а инспектор увидел это, либо использовал для выявления технические устройства.
- Инспектор узнал от дежурного, что пассажиры или автовладелец участвовали в дорожной аварии, нарушении ПДД или преступлении.
- При наличии сведений, что автомобиль был угнан, либо находится в розыске.
- Если водитель видел, как произошло ДТП или совершено преступление, то инспектор может остановить его для дачи показаний.
- Остановка водителя для участия понятым.
- Требуется использование автомобиля для пресечения совершения преступления.
- Временное запрещение или ограничение движения на дороге.
- Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда спецтехники.
- При необходимости оказания помощи другим водителям или полиции.
- Проведение мероприятий, которые выполняются по спецраспоряжениям.
- При плановой проверке транспортных средств на предмет перевозки людей, объявленных в розыск.
- Если возникла угроза безопасности из-за поломки технических средств, экстремальных ситуаций, ремонтных работ, чрезвычайной ситуации, техногенной аварии.
- Для проведения проверки – перевозки грузов, водительского удостоверения.
- Возникли подозрения, что человеком совершено преступление, либо объявлен его розыск, и при наличии оснований к задержанию.