Сувениры представительские расходы в бюджетном учреждении в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сувениры представительские расходы в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расходы на сувенирную продукцию относятся к рекламным. Последние, в свою очередь, снижают налогооблагаемую прибыль. Они будут относиться к прочим расходам на производство и реализацию на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Документальное оформление представительских расходов
Налоговое законодательство не содержит перечня документов, которыми должны подтверждаться представительские расходы, на что обращают внимание сами чиновники (письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288). Но точно ясно, что для подтверждения факта представительских расходов недостаточно иметь в наличии только лишь первичные документы, подтверждающие факт оплаты услуг. Ведь основным условием для учета представительских расходов является деловой характер мероприятия. Иными словами, из документов должно следовать, что встреча носила официальный характер и в ходе нее обсуждались вопросы потенциального или дальнейшего сотрудничества.
В некоторых письмах чиновников, посвященных вопросам учета представительских расходов, содержится примерный перечень таких документов. Например, в письме Минфина РФ от 22.03.2010 № 03-03-06/4/26 сказано, что документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются: цель представительских мероприятий, результаты их проведения; иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
Основания для приобретения сувенирной продукции и подарков.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях[1]). Таким образом, приобретение сувенирной продукции и подарков должно отвечать целям деятельности учреждения.
В частности, бюджетное учреждение может принимать участие в реализации государственных программ (программ муниципалитета) «Развитие физической культуры и спорта» и быть организатором спортивного мероприятия. В случае если мероприятие проводится за счет средств бюджета, порядок проведения такого мероприятия и норматив расходов по нему устанавливаются нормативными актами. В качестве примера данного нормативного акта можно привести Приказ комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области от 03.09.2018 № 5-о «Об утверждении положения о порядке финансового обеспечения за счет средств бюджета Ленинградской области мероприятий в сфере физической культуры и спорта, включенных в планы реализации государственных программ Ленинградской области».
В этом случае органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель):
-
утверждается положение (регламент) мероприятия;
-
определяются условия и календарный план его проведения;
-
определяются условия допуска к участию спортсменов;
-
устанавливается порядок выявления лучшего участника или лучших участников;
-
разрабатывается порядок организационного и иного обеспечения проводимого мероприятия;
-
обеспечивается финансирование мероприятия в утвержденном им порядке.
При проведении мероприятий утверждаются:
-
положение о проведении мероприятия;
-
смета, включающая количественный состав участников мероприятия, срок его проведения, статьи расходов.
Учреждения, принимающие участие в реализации государственных программ Ленинградской области «Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области»:
-
получают денежные средства в виде субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели (для получения средств между учреждением и учредителем заключается соглашение);
-
расходуют средства на организацию проведения мероприятий на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы проведения мероприятия.
В этом случае при приобретении сувенирной продукции и ценных подарков следует исходить из норм, установленных учредителем. Из рассматриваемого нами положения вытекает, что награждение участников торжественных мероприятий медалями, дипломами, спортивными призами, наградами (памятными медалями, призами и пр.), сувенирами, денежными призами, цветами осуществляется в пределах норм, установленных учредителем в программе проведения торжественных мероприятий.
Нормы оплаты услуг (работ) по обеспечению спортивными призами, наградами и наградной атрибутикой победителей, призеров и участников физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Призовые места |
Стоимость спортивных призов, наград (памятные медали, призы, кубки и пр.), руб. |
Стоимость медали, руб. |
Стоимость диплома (грамоты), руб. |
Денежные |
|
---|---|---|---|---|---|
Командные |
Личные |
||||
Приз Губернатора Ленинградской области |
|||||
I место |
До 6 000 |
До 6 000 |
До 200 |
До 50 |
В соответствии с правилами проведения соревнований |
II место |
До 5 000 |
До 5 000 |
|||
III место |
До 4 000 |
До 4 000 |
Учет подарков и сувениров: Минфин всех запутал
С 1 января 2021 года расходы, осуществляемые в связи с приобретением (изготовлением) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, а также с приобретением (изготовлением) бланков строгой отчетности, относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (см. Порядок применения КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2021 № 209н (далее – Порядок № 209н)). Таким образом, согласно применяемой подстатье КОСГУ БСО являются материальными запасами и их учет следует осуществлять на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». В то же время положения п. 337 Инструкции № 157н, устанавливающие порядок учета БСО на забалансовом счете 03, в 2021 году остались неизменными. Одновременно действует п. 118 Инструкции № 157н, предусматривающий, что на соответствующих аналитических счетах счета 0 105 00 000 учитываются объекты библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности, а именно бланков ценных бумаг, квитанционных книжек, голограмм, аттестатов, дипломов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек (вкладышей в них) и других бланков, изготовленных типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, учреждения, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, содержащей номер, серию, имеющих степень защиты и специальные требования к их хранению, выдаче и уничтожению. Из норм п. 118, 337 Инструкции № 157н, а также из положений Порядка № 209н следует, что при приобретении БСО учреждение должно принять их к учету на счете 0 105 00 000 и забалансовом счете 03. При выдаче БСО списываются с обоих счетов. Предлагаем посмотреть, что по этому поводу отметил Минфин в Письме № 02-06-10/16864.
Напомним, что в 2021 году и ранее расходы на приобретение БСО отражались по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2021 № 65н) и сразу относились на расходы учреждения текущего финансового года (запись по дебету счетов 0 401 20 226, 0 109 хх 226 и кредиту счетов 0 302 26 000, 0 209 26 000). Одновременно приобретенные БСО отражались на забалансовом счете 03. По правилам, установленным п. 337 Инструкции № 157н, БСО учитываются на забалансовом счете 03 в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке «один бланк – 1 руб.», а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики – по стоимости приобретения бланков.
Единого плана счетов бухгалтерского учета. », утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2021 № 157н, могут учитываться в составе нефинансовых активов и относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ. При этом расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Бланки строгой отчетности учитывают на забалансовом счете в разрезе лиц, ответственных за их хранение (выдачу), и мест хранения в условной оценке: один бланк, один рубль. Учетной политикой учреждение может быть установлено, что бланки учитываются по стоимости приобретения .
Документальное оформление представительских расходов
Унифицированных форм по оформлению таких расходов не существует. Каждая организация разрабатывает свои удобные формы, некоторые из которых являются обязательными:
- Приказ о проведении представительского мероприятия. В приказе должны указываться дата и место проведения, цель мероприятия, наименование организации-контрагента, список лиц, ответственных за проведение и обеспечение данного мероприятия, и сотрудник, на которого возлагается контроль.
- Программа представительского мероприятия. Данная программа прикладывается к приказу, в ней необходимо отразить основные этапы и даты официального приема. Программа утверждается руководителем организации.
- Смета представительского мероприятия. Смету желательно расписывать на каждое мероприятие в отдельности. Обязательно утвердить у руководителя. В смете как правило расписывают по статейно: транспортные расходы, буфетное обслуживание, расходы на приобретение букетов, сувенирных изделий.
- Отчет о проведении мероприятия. В отчете необходимо отразить дату и место проведения, цель, наименование партнеров, участники мероприятия пофамильно с должностями и результат, который был достигнут в ходе мероприятия.
- Акт на списание представительских расходов. А акте необходимо отразить точную сумму (вплоть до копеек), согласно понесенных расходов. Акт подписывает главный бухгалтер и руководитель организации.
Что нельзя относить к представительским расходам
Обращаем ваше внимание, какие расходы нельзя относить к представительским расходам:
- Обеды в пансионатах, санаториях, в развлекательных (кроме баров и ресторанов) местах;
- Оформление визовых документов для своих сотрудников;
- Затраты на оформление праздничных мероприятий (например, Новый год, 8 марта, 23 февраля), а также юбилеи сотрудников;
- Сумма представительских расходов, в сумме превышения нормы.
Выделение средств для представительских расходов будет осуществляться на основе сметы расходов бюджетного учреждения. Смета расходов формируется с учетом запланированных мероприятий, на которых требуется осуществление представительских функций.
В рамках сметы расходов определяются: сумма средств, которая выделяется на представительские расходы; структура расходов; условия использования выделенных средств; порядок контроля и учета расходов.
Выделение средств для представительских расходов предусматривает установление лимита расходов или фиксированной суммы на определенный период времени. Например, сумма, выделенная на представительские расходы может быть установлена на месяц, квартал или год.
Выделенные средства могут быть использованы на: проведение деловых встреч, конференций, семинаров; организацию мероприятий, связанных с привлечением партнеров и инвесторов; поддержку связей с представителями органов власти и общественности; осуществление протокольных мероприятий и других мероприятий, направленных на поддержку имиджа и развитие бюджетного учреждения.
С 1 января 2023 года в бюджетных учреждениях будут введены новые ограничения по представительским расходам. В связи с усилением контроля и оптимизацией расходов, сотрудники учреждений ограничены в возможности использовать бюджетные средства на проведение представительских мероприятий.
В рамках новых правил, сотрудники бюджетных учреждений смогут проводить представительские мероприятия только при наличии решения руководства о необходимости таких расходов. Это требование направлено на более тщательное планирование и контроль расходов, чтобы избежать ненужных трат и их возможного злоупотребления.
Кроме того, новые ограничения предусматривают установку конкретных пределов расходов на представительство. Руководство учреждений будет иметь возможность задавать ограничения в соответствии с бюджетными возможностями и потребностями учреждения. Это позволит более эффективно планировать расходы и использовать средства бюджета с учетом всех необходимых условий.
Основания для приобретения сувенирной продукции и подарков.
В частности, бюджетное учреждение может принимать участие в реализации государственных программ (программ муниципалитета) «Развитие физической культуры и спорта» и быть организатором спортивного мероприятия. В случае если мероприятие проводится за счет средств бюджета, порядок проведения такого мероприятия и норматив расходов по нему устанавливаются нормативными актами. В качестве примера данного нормативного акта можно привести Приказ комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области от 03.09.2018 № 5-о «Об утверждении положения о порядке финансового обеспечения за счет средств бюджета Ленинградской области мероприятий в сфере физической культуры и спорта, включенных в планы реализации государственных программ Ленинградской области».
В этом случае органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель):
-
утверждается положение (регламент) мероприятия;
-
определяются условия и календарный план его проведения;
-
определяются условия допуска к участию спортсменов;
-
устанавливается порядок выявления лучшего участника или лучших участников;
-
разрабатывается порядок организационного и иного обеспечения проводимого мероприятия;
-
обеспечивается финансирование мероприятия в утвержденном им порядке.
При проведении мероприятий утверждаются:
-
положение о проведении мероприятия;
-
смета, включающая количественный состав участников мероприятия, срок его проведения, статьи расходов.
Учреждения, принимающие участие в реализации государственных программ Ленинградской области «Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области»:
-
получают денежные средства в виде субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели (для получения средств между учреждением и учредителем заключается соглашение);
-
расходуют средства на организацию проведения мероприятий на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и сметы проведения мероприятия.
В этом случае при приобретении сувенирной продукции и ценных подарков следует исходить из норм, установленных учредителем. Из рассматриваемого нами положения вытекает, что награждение участников торжественных мероприятий медалями, дипломами, спортивными призами, наградами (памятными медалями, призами и пр.), сувенирами, денежными призами, цветами осуществляется в пределах норм, установленных учредителем в программе проведения торжественных мероприятий.
Нормы оплаты услуг (работ) по обеспечению спортивными призами, наградами и наградной атрибутикой победителей, призеров и участников физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Призовые места |
Стоимость спортивных призов, наград (памятные медали, призы, кубки и пр.), руб. |
Стоимость медали, руб. |
Стоимость диплома (грамоты), руб. |
Денежные |
|
---|---|---|---|---|---|
Командные |
Личные |
||||
Приз Губернатора Ленинградской области |
|||||
I место |
До 6 000 |
До 6 000 |
До 200 |
До 50 |
В соответствии с правилами проведения соревнований |
II место |
До 5 000 |
До 5 000 |
|||
III место |
До 4 000 |
До 4 000 |
Ведем учет сувенирной продукции, призов, наградной атрибутики
Именно поэтому всем должностным лицам нужно правильно понимать, что означает тот или иной код КОСГУ и какие из них сохранили свою актуальность в 2021 году. КОСГУ – это классификация операций сектора государственного управления.
Когда и где используется код КОСГУ Помимо этого, правила использования КОСГУ значительно изменились касательно командировочных расходов, а также доходов от получения субсидий для выполнения государственных заданий.— пломб, материалов для зубопротезирования; — медицинской техники, вживляемой в организм пациента.
— Горюче-смазочных материалов, в том числе: — специального топлива, дизельного топлива (в том числе предназначенного для использования в котельных), автола.Соответственно, учет продуктов питания в составе материальных запасов в случае формирования продуктовых праздничных
Бюджетное учреждение приобретает и в рамках проведения праздничных культурно-массовых и спортивных мероприятий выдает наградную атрибутику, призы, сувениры и т. п. С 2021 года приобретение данной продукции производится по подстатье 349
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения»
КОСГУ.
Как подтвердить представительские расходы
Так как представительские расходы для налоговиков — «лакомый кусок», где можно покопаться и найти нарушения, следите за обоснованностью трат. Будьте готовы доказать, что обед в ресторане носил именно официальный характер и проходил с целью достижения определенного результата (например, подписания договора о сотрудничестве), а не был дружеской встречей.
Для подтверждения и обоснования представительских расходов нужны:
- распоряжение или приказ о проведении официального мероприятия или о необходимости иных представительских расходов;
- смета представительских;
- первичка, чеки и иные документы, подтверждающие траты;
- отчет о проведенном мероприятии и о представительских расходах.
Отчет может быть составлен в произвольной форме, но должен содержать информацию о:
- дате, времени и месте проведения приема;
- программе мероприятия;
- составе участников — как приглашенных, так и представителей налогоплательщика;
- сумму расходов.
Какие расходы считаются представительскими в командировке
Командированный сотрудник может пригласить представителей других предприятий в театр, боулинг или сауну, однако такие расходы включать в состав представительских запрещено (абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ). Список представительских расходов является закрытым, включать в него любые траты компании, которые прямо не указаны в п. 2 ст. 264 НК РФ, нельзя.
Чтобы избежать претензий инспекторов, зафиксируйте письменно намерение заключить договор с контрагентом в будущем или составьте подробный протокол переговоров, из которого будет видно, что обсуждения носили деловой характер, а договор не был заключен по объективным и весомым причинам, например неуступчивости контрагента в цене поставки.
Представительские расходы в служебной поездке в налоговом учете учитываются в рамках норм — не больше 4% фонда заработной платы за отчетный период, в котором были понесены затраты (п. 2 ст. 264 НК РФ). В бухгалтерском учете такие расходы признаются полностью.
Налоговики тщательно следят за тем, чтобы компания учитывала только траты на официальные встречи с деловыми партнерами юрлица. Если же в командировке переговоры о сотрудничестве не увенчались успехом, инспекторы могут оспорить целесообразность учета таких расходов. Тогда опирайтесь на письмо Минфина от 10.04.2013 № 03-03-06/2/11897 и судебную практику (постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2008 № Ф09-8529/08-С2).
При проведении банкета фирма может принять к учету не только траты на продукты питания (в том числе и экзотические), но и на алкогольную продукцию: НК РФ и Минфин этого не запрещают, судьи в споре с налоговиками становятся на сторону юрлиц (постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 № А55-14189/2012).
Документы, связанные с расходами
2. Квитанция или счет. Квитанция или счет, выданные поставщиком товара или услуги, также являются важными документами при учете представительских расходов. В них указывается стоимость товара или услуги, а также контактная информация поставщика.
3. Договор или соглашение. Если представительские расходы связаны с заключением договора или соглашения, то копия данных документов должна быть представлена в учетной службе. Договор или соглашение должны содержать информацию о сроках, условиях и стоимости предоставляемых товаров или услуг, а также подписи сторон.
4. Путевой лист. В случае, если представительские расходы связаны с командировкой, следует представить путевой лист, который подтверждает факт выезда и возвращения представителя. В нем указывается информация о датах командировки, маршруте, а также расходах на проживание и транспорт.
5. Служебное задание. Если расходы были совершены на основании служебного задания, то данное задание должно быть представлено в учетной службе. В нем указывается цель представительских расходов, место и время их совершения, а также расходы, планируемые к возмещению.
Представительские расходы и их значение в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете представительские расходы зачисляются на счета предприятия по документам, подтверждающим факт и основание их происхождения. Основная задача бухгалтера – корректно и полно отразить такие расходы в учете и представить достоверную и полную финансовую информацию.
Перечень документов, которые необходимо предоставить для учета представительских расходов, включает следующие:
- Акт оказанных услуг или выполненных работ – документ, подтверждающий факт предоставления услуг или выполнения работ по представительским расходам.
- Договор или соглашение – документы, устанавливающие условия сотрудничества или оказания услуг и служащие основанием для осуществления представительских расходов.
- Кассовый ордер – документ, подтверждающий произведенные расходы из кассы предприятия и содержащий сведения о получателе средств и их назначении.
- Банковская выписка – документ, отражающий операции по расчетам с использованием банковских счетов предприятия и в котором указываются суммы представительских расходов.
Представительские расходы играют важную роль в бухгалтерском учете, так как правильное отражение этих расходов позволяет получить реалистическую информацию о финансовом состоянии предприятия и его эффективности. Правильный учет представительских расходов также помогает в оптимизации бизнес-процессов и финансового планирования предприятия.