Я не работаю более 8 лет официально. Вызывают в уфнс по статье 90 НК РФ. Что делать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Я не работаю более 8 лет официально. Вызывают в уфнс по статье 90 НК РФ. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончательный список лиц ничем не ограничен. УФНС может обратиться к любому лицу, которое может объяснить ситуацию и подтвердить или опровергнуть предположения налоговых органов. Поэтому некорректно спрашивать, имеет ли право налоговый инспектор вызывать перевозчика общей компании. Офис может вызвать кого угодно.
Некоторые коммерсанты ни разу не сталкивались с процедурой допроса IRS в ходе своей деятельности. Другие ходят в налоговую чаще, чем на работу.
Комментарий к ст. 90 НК РФ
Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.
Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.
Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.
Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.
НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.
Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.
НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.
В связи с этим данный вопрос является спорным.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.
Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.
А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.
Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.
Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.
При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.
Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.
Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.
В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.
Неявка на допрос – налоговое правонарушение
Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) лица, за которое НК РФ установлена ответственность, признается налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ).
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут ответственность свидетеля, установленную ст. 128 НК РФ.
В Письме Минфина России от 08.05.2019 № 03-02-08/33719 разъяснено, что нормативное регулирование по вопросу о том, что является делом о налоговом правонарушении согласно ст. 128 НК РФ и с какого момента оно считается возбужденным, в настоящее время отсутствует.
Какие причины неявки могут быть уважительными?
НК РФ не определяет, какие именно причины являются уважительными.
Московский городской суд указал, что они сформулированы в п. 4 ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу N 33а-15393/2016).
Суды признают неуважительными следующие причины неявки физлица на допрос:
— уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля (Определение Московского городского суда от 29.04.2015 N 4г/4-4710/15);
— лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля (Определение Московского городского суда от 29.04.2015 N 4г/4-4710/15);
— физлицо было вызвано на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете. В данной инспекции зарегистрирована организация, руководителем которой физлицо было ранее (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31371);
— в повестке не было указания на то, по какому делу вызывалось физлицо, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.08.2014 по делу N 33-31371);
— физлицо находилось в командировке;
— физлицо не может пояснить какие-либо обстоятельства (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33а-11638/2016);
— объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.07.2013 по делу N 33-1352/2013);
— в повестке отсутствует конкретное указание на проводимое мероприятие налогового контроля, сама повестка не соответствует установленной форме (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2016 по делу N 33а-35659/2016).
Кто может быть вызван на слушание
На право не свидетельствовать против себя часто ссылаются руководители контролируемых компаний. Но это не аргумент для налоговых органов: они проверяют не начальника, а организацию, которую он или она возглавляет. Другое дело, если свидетель является бизнесменом и вызван в качестве свидетеля для проверки самого себя. Тогда он может отказаться давать показания — таково мнение некоторых судов.
Определение из Налогового постановления. Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов, заключающаяся в контроле за соблюдением положений о налогах и сборах (статья 82 Налогового постановления). В рамках налоговой проверки налоговые органы могут осуществлять 12 видов различных действий, каждое из которых регулируется отдельными статьями Постановления о налогах.
На практике налоговые органы предъявляют обвинения, только если у них есть доказательства получения лицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности (пункт 2, страница 1, статьи 109 Налогового Постановления).
В случае обнаружения ошибок в декларации, некоторых несоответствий, которые, по мнению налогового органа, должны быть исправлены. Когда декларация не подана, но налоговый орган считает, что она должна быть подана.
Чаще всего граждан интересует вопрос, почему налоговые органы вызывают в качестве свидетеля конкретного человека. Непосредственная причина этого процесса указывается в официальном уведомлении.
Во избежание споров с налоговыми органами, при получении повестки необходимо сообщить о своей неспособности дать показания в указанном месте и времени.
Показания свидетеля могут быть даны по месту его жительства, если он не может явиться в налоговый орган по болезни, старости или инвалидности, а также в других случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.
Обычно налоговиков вызывают на допрос, когда они ищут доказательства сотрудничества с техническими компаниями или когда есть другие подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов. Налоговым органам часто выгодно сотрудничать с большим числом предпринимателей. Физическое лицо может отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Инспекция Федеральной налоговой службы может вызвать на допрос абсолютно любое лицо при наличии доказательств, которые могут Среди правил допроса можно выделить следующие:
- все показания граждан обязательно должны быть внесены в специальный протокол, форма которого установлена постановлением ФНС;
- любой свидетель может потребовать проверки протокола, чтобы убедиться в правильности внесенных сведений;
- если протокол содержит ложную информацию, представитель общественности может потребовать его удаления;
- абсолютно все вопросы, заданные свидетелю, должны быть занесены в протокол;
- кроме того, процедура должна быть записана на видео;
- свидетель может потребовать копию протокола.
Когда директора компании вызывают на допрос в налоговые органы, бухгалтер тоже может пойти, даже если в повестке написано «явка директора строго обязательна». Но если директора вызывают на допрос, он должен явиться лично, иначе его не только оштрафуют, но и могут доставить принудительно. Поэтому важно различать вопрос и объяснение.
В качестве свидетелей в налоговую инспекцию могут быть также вызваны подрядчики компании или конечные потребители услуг. Последнее часто встречается при проверках строительных компаний. Инспекторы могут запросить показания лиц, которые наблюдали за работами и могут дать объяснения.
Согласно общепринятой практике, само слушание проходит в налоговом органе. В случае со свидетелем этот вид деятельности осуществляется по усмотрению инспектора или в случае ограниченной подвижности опрашиваемого.
Для дачи свидетельских показаний лицо вызывается в налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, в указанное в повестке время. Как говорилось ранее, свидетель может дать показания по месту пребывания в случаях, предусмотренных пунктом 4 ст. 90 НК РФ или по усмотрению инспектора.
Согласно Письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух сотрудников налоговой службы, предварительно получив согласие свидетеля и совместно проживающих с ним лиц о разрешении входа в жилое помещение. О разрешении входа в квартиру/дом делается пометка в протоколе, под которой должны оставить подписи свидетель, сожители и прибывшие налоговики. При отсутствии единогласного разрешения на доступ инспекторы не имеют право входить в жилое помещение в соответствии с п. 5 ст. 91 НК РФ.
В случае, если свидетель находится далеко от налогового органа, проводящего проверку, инспекция может направить в налоговый орган по месту жительства или месту нахождения лица письменное поручение о допросе.
Начинается контрольное мероприятие с установления личности свидетеля. После установления личности свидетелю разъясняют его права и предупреждают об ответственности за ложные показания и намеренное уклонение от ответа на вопрос инспектора. При применении технических средств фиксации процесса мероприятия сотрудник налоговой обязан сообщить об этом до начала допроса. После проведённого инструктажа свидетель должен оставить свою подпись как знак осведомления.
После беседы и составления протокола, протокол нужно подписать. Не спешите этого делать, прочтите 9 пункт этой статьи, чтобы не допустить ошибок и избежать неприятных последствий.
Форма протокола допроса свидетеля утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. С 3 сентября 2018 года свидетелю обязаны отдавать копию протокола, при отказе от получения копии в документ заносится соответствующая запись.
По части 1 ст. 48 Конституции РФ каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. Для присутствия на налоговом допросе юриста необходима только доверенность без нотариального заверения от имени свидетеля, если это представитель юр. лица, а если физического – требуется нотариальная доверенность.
Но сопровождать свидетеля может не только юрист. Письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ разъясняют, что круг сопровождающих лиц не ограничен. В письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ сказано, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лиц, сопровождающих свидетеля, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке статьи 90 НК РФ.
Примеры сопровождающих лиц:
-
Уполномоченный представитель
Пункт 1 ст. 26 НК РФ гласит, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым Кодексом РФ.
Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком, в нашем случае свидетелем, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, в нашем случае присутствовать на допросе. Уполномоченным лицом не может стать должностные лица налоговых органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Но есть ограничение. Согласно Письму Минфина России от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796 статьей 90 НК РФ при проведении допроса свидетеля участие проверяемого лица не предусмотрено.
-
Адвокат/юрист
Ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регламентирует адвокатскую деятельность. Согласно части 1 этой статьи адвокатской деятельностью признаётся квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Ч. 3 и 4 ст. 1 Ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляют список лиц, чья юридическая помощь не является адвокатской деятельностью.
Присутствие юриста на допросе даёт некоторые преимущества. Так по ч. 3 ст. 99 НК РФ юрист имеет право делать замечания, подлежащие внесению в протокол и приобщению к делу. Свидетель тоже имеет право это делать, но в силу стресса или незнания юридических тонкостей может упустить важные детали. Свидетель может консультироваться с юристом перед дачей окончательного ответа на любой вопрос, но ответить за него юрист не может.
Как уже говорилось ранее, присутствующий при мероприятиях налогового контроля адвокат или юрист не могут быть вызваны в качестве свидетеля на допрос, так как он получил информацию об интересующих инспекцию обстоятельствах в ходе выполнения профессиональной деятельности. Такая информация относится к адвокатской тайне согласно ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации.
-
Иные сопровождающие лица
Как было сказано ранее, согласно письмам ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ круг сопровождающих лиц не ограничен. В качестве сопровождающего лица может выступать даже переводчик, если существует такая необходимость. Напомним лишь про ограничение: в письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ уточняется, что статьей 90 НК РФ при проведении допроса свидетеля участие проверяемого лица или его представителя не предусмотрено.
Что будет если не идти на допрос в налоговую?
В ситуации, когда внезапно вызвали на допрос, вполне резонно возникает желание не ходить на него и проигнорировать повестку. Может ли такое поведение стать проблемой? Для этого стоит ознакомиться с законодательством, где прямо указывается, что уклонение от дачи показаний или неявка по повестке (неважно, кто ее оформил – налоговая, полиция или другой орган) — это административное правонарушение, которое влечет за собой штраф, а при повторных нарушениях законодательства к лицу, игнорирующему вызовы, могут быть применены более строгие меры.
При этом налоговики могут воспользоваться принудительным приводом человека, которого они вызывали на допрос, если в установленные сроки он не явился и не предоставил обоснования неявки (например, командировка, болезнь и т. д.). Кроме того, и это может быть самым важным, если человек не является на допросы, значит, ему есть что скрывать, и представители фискальной службы станут более пристально искать доказательства нарушений именно в данной компании. А учитывая, что в практически любой организации можно найти те или иные нарушения, игнорирование допросов в налоговой ничего хорошего не сулит.
Я ничего не сделал, почему меня вызывают?
Согласно Налоговому кодексу, в качестве свидетеля для дачи показаний в налоговую инспекцию могут вызвать едва ли не любого человека: руководителя компании, учредителей, бывших сотрудников, их родственников, собственников предоставляемых в аренду помещений, рядовых рабочих и даже тех, кто подписывал товарные накладные. Фактически эта процедура является допросом, а показания свидетеля заносятся в протокол.
Чаще всего инспекция вызывает генерального директора или главного бухгалтера.
Приглашая генерального директора, налоговый инспектор в первую очередь выясняет, не является ли руководитель «номинальным директором», действительно ли он реальный владелец бизнеса. Если это так, то руководителю зададут вопросы, касающиеся различных сторон деятельности организации — как финансовой части, так и структуры бизнеса.
Главный бухгалтер занимает одно из ключевых мест в компании, обладает важной информацией о финансовом состоянии бизнеса, отвечает за сдачу отчётности в контролирующие органы. Поэтому он также находится в приоритете при вызове в налоговую инспекцию.
Если вы рядовой сотрудник компании и вас вызвали на допрос, это значит, что, по мнению инспектора, вы можете знать что-то ценное о возможных налоговых нарушениях в вашей организации.
Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля: как правильно себя вести?
В начале допроса инспектор налоговой должен обязательно разъяснить вам ваши права и уведомить, что свидетельствовать против себя и родственников вы не обязаны. Многие налоговики ведут себя непорядочно и вызов на допрос используют как форму психологического давления на человека. Часто бывает, что гражданин пришел на допрос, а в кабинете – несколько сотрудников налоговой, которые прислушиваются к беседе с инспектором, осуждающе кивают, отпускают язвительные реплики. Большинство людей это угнетает, и они начинают путаться в показаниях.
Если вас вызвали в налоговую в качестве свидетеля и вы застали там не одного инспектора, а целую группу людей, которые не собираются уходить – поинтересуйтесь, отмечены ли эти лица в протоколе допроса? Постарайтесь скрыть свое напряжение и волнение, следите за мимикой и речью. Помните, что вызов на допрос – обычная процедура налогового контроля. Ваша миссия – убедить инспектора, что деятельность вашей компании и проводимые ею сделки законны.
Постарайтесь отвечать на вопросы максимально лаконично и не торопитесь, тщательно обдумывайте свои слова. Нет времени собраться с мыслями или паника дает о себе знать? Можно немного схитрить и попросить сотрудника налоговой, ведущего допрос, объяснить поставленный вопрос.
Напоминаем, что не стоит размышлять вслух, выдавать дополнительную информацию, давать заверения. Конкретные ответы на вопросы сложнее оспорить в судебном порядке. Некоторые вопросы налоговика могут показаться вам подозрительными. Ответы на них обдумывайте особенно тщательно!
Если вы не уверены в себе, старайтесь отвечать обобщенно и уклончиво, используя такие фразы, как «сейчас уже точно не вспомню», «это было так давно, что надо поднимать документы», «дам информацию по данному вопросу потом». Это выглядит намного лучше прямого отказа отвечать. Рекомендуем не отказываться давать ответы на допросе в самом его начале. И налоговики и судья могут подумать, что человек что-то скрывает и посчитать, что поведение косвенно свидетельствует о его вине.
На допросе вместе с вами присутствует юрист? Можно обсуждать с ним свой ответ после каждого заданного вопроса. Но при этом важно, чтобы в протоколе не было формулировок, что вам подсказывает адвокат. Настаивайте на том, чтобы туда занесли информацию о том, что юрист предложил свидетелю несколько вариантов ответа, из которых тот самостоятельно выбрал правильный.
Налоговый кодекс РФ это вопрос не регулирует, указывая лишь на то, что показания свидетеля заносятся в протокол.
Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:
- Перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
- Затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
- В протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
- До момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 Налогового кодекса РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
- После этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.
Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки.
Редко, но бывает, когда инспектор не пишет вопросы в протоколе допроса, а лишь отражает ответы свидетеля единым текстом:
- Ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеют подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
- После окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.
Чем опасна неявка на налоговую комиссию для гендиректора
Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.
Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.
Допрос работника, когда проверка приостановлена
В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.
В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.
Минфин РФ подтверждает этот вывод в свои разъяснениях — письма Минфина России от 18.01.2013 г. № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 г. № 03-02-07/1-156.
Допрос должен быть должным образом оформлен в соответствии с НК РФ, статья 90 устанавливает обязанность специалиста ИФНС занести все показания в протокол, его форма установлена Приказом ФНС от 08.05.2015г. Свидетель имеет право проверить точность фиксации своих показаний, в случае внесения недостоверных сведений – указать на это. Все вопросы, задаваемые в ходе опроса, должны быть внесены в протокол, также как и факт присутствие других лиц, фиксация показаний при помощи каких-либо технических средств. Свидетель вправе получить копию протокола.
Допрос не обязательно должен быть проведен в налоговой инспекции. Согласно ч. 4 ст. 90 НК РФ если свидетель не может в силу физического состояния (возраста, вследствие болезни или инвалидности) прибыть к инспектору, допрос разрешается проводить по месту проживания гражданина. Здесь важно соблюсти конституционное право на неприкосновенность жилища и получить согласие всех проживающих совместно с гражданином и его самого на производство данного действия.