Какую ТТН использовать в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую ТТН использовать в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Электронная транспортная накладная (ЭТрН) – цифровой аналог соответствующего бумажного документа. Она позволяет подтвердить факт перевозки грузов автотранспортом, расходы на логистику и транспортные услуги. С 1 сентября 2022 года организации и ИП могут самостоятельно выбирать, в каком виде оформлять товарные накладные, но уже с 2024 года запланирован полный отказ от бумажного формата.
Кто обязан применять электронную транспортную накладную
Участники грузоперевозок могут применять ЭТрН по желанию. Данное право действует с 1 марта 2022 года. Однако обязательный переход на электронные транспортные накладные Минтранс планирует осуществить не раньше 2024 года.
Однако частным предприятиям, участвующим в грузоперевозках, стоит заранее подготовиться к переходу на ЭПД и не ждать, когда ЭТрН станет обязательной для всех.
На данный момент применение ЭТрН особенно актуально для следующих лиц:
- организации, у которых основной род деятельности связан с логистикой;
- грузоотправители и грузополучатели;
- компании, применяющие ЭДО в своей деятельности.
Плюсы перехода на электронные транспортные накладные (ЭТрН)
ЭТрН выполняет те же функции, что и бумажная транспортная накладная: подтверждает расходы на транспорт и перевозку. Но цифровой документ проще составлять, исправлять и передавать заказчику. Не нужно ждать, пока бумагу доставит водитель. Ошибки можно исправить онлайн с любого устройства, без необходимости перепечатывать накладную.
ЭТрН сокращают расходы на доставку документов, бумагу и картридж для принтера. С ЭДО не нужно тратить время на доставку и выделять место для хранения бумаг — толстые папки заменяет электронный архив, в котором цифровые файлы хорошо защищены и их невозможно повредить или потерять.
После перехода на ЭТрН будет проще отслеживать перемещение груза. Если заказчик изменит адрес доставки или возникнут проблемы при приёмке груза, это сразу отразится в ЭДО. Каждый этап перевозки можно будет отслеживать онлайн.
По замыслу Минтранса, переход на электронные транспортные накладные будет полезен не только участникам грузоперевозок, но и контролирующим органам. Передача и хранение данных из накладной в цифровом виде упростит доступ при проверках, а обязательное подписание титулов электронной подписью поможет существенно сократить число серых схем и мошеннических действий при перевозке.
Минусы у цифрового формата, разумеется, тоже есть. Для удобства мы сделали таблицу, обобщающую все преимущества и недостатки перехода на ЭТрН.
Простое и быстрое создание документа | Отсутствие роуминга между операторами ИС ЭПД. Если участники пользуются услугами разных операторов, то ЭДО между ними невозможен |
Высокая скорость обменам документами, как с контрагентами, так и с контролирующими органами | Если хотя бы один участник логистической цепочки откажется от ЭПД в пользу привычных бумажных документов, тогда все будут вынуждены работать с бумагой |
Безопасное и удобное хранение документов в электронном архиве | |
Сокращение расходов на печать, доставку и хранение бумажных документов | |
Возможность внесения исправлений в документы во время перевозки | |
Прозрачность перемещения груза и удобство отслеживания маршрутов водителей | |
Получение оплаты за перевозку в среднем происходит на 20 дней быстрее, поскольку не нужно отправлять оригиналы документов грузоотправителю |
В конце прошлого года, выступая на форуме «Транспорт России», заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов заявил: «Мы занимаемся переводом товаросопроводительных документов в электронный вид. Количество бумаги, которая оформляется на грузы, замедляет процесс всех взаимодействий. В России в сентябре вступил в силу федеральный закон, который позволяет транспортную накладную оформить в электронном виде. В 2023 году мы даем участникам рынка поработать на условиях добровольного использования данной системы, а с 2024 года начнем вводить отраслевой императив».
Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) действует уже с сентября 2022 года. Сейчас в ней можно оформить три документа — транспортную накладную, сопроводительную ведомость и наряд-заказ. С марта этот перечень планируется дополнить путевым листом, договором фрахта и заявкой на перевозку.
Внедрение электронных документов позволит участникам транспортного рынка сократить расходы на документооборот. По данным Минтранса, один бумажный документ обходится компании-перевозчику примерно в 100 руб., а за год таких документов оформляется более 3 млрд. Средняя же стоимость электронного документа – около 5 руб.
Однако многие российские автоперевозчики не торопятся с внедрением электронной транспортной накладной (ЭТрН) и пока не сделали даже первых шагов в этом направлении. Их контрагенты – грузоотправители и грузополучатели – в массе своей еще меньше спешат переходить на полностью прозрачную для контролирующих и налоговых органов цифровую систему. Между тем все участники также вынуждены работать с «бумагой», если хотя бы один участник логистической цепочки использует бумажные транспортные накладные.
Когда надо составлять ТТН
ТТН (образец заполнения см. в Примере 1) является сопроводительным документом при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1–794/32–5).
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н).
Необходимость составления ТТН грузоотправителем подтверждается также пунктом 47 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (далее — Устав). В соответствии с этим документом грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН (п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция № 156)).
Инструкция, как правильно писать
В первую очередь следует обозначить номер в корректной форме для товарно-транспортной накладной для выполнения перевозки груза. Он зависит от внутреннего учета компании, нельзя пропускать порядковые цифры. Если предыдущая ТТН имела №332, то следующая не может быть 58.
Далее обязательно проставляется дата, в которую составляется бумага. После этого в строку, где требуются реквизиты грузоотправителя, стоит указать данные об организации. Это наименование, телефон и фактический адрес, по которому находится фирма.
Следом за этим также прописывают получателя. Важно не забыть про реквизиты, вписать то предприятие, которое будет принимать на учет продукцию.
Далее – плательщик. Это не всегда тот, кто будет принимать в свои складские помещения купленные изделия. Это то юридическое лицо, которое оплачивает счета. Например, если одна компания заказывает для своего дочернего филиала или партнера какой-то товар, то в графах будут стоять разные реквизиты. Если заказывает для себя, то поля будут идентичными.
Рядом с каждой фирмой прописывается код ОКПО.
А теперь давайте разберем подробнее, как правильно заполнить товаро-транспортную накладную, распишем каждый пункт в ТТН, укажем порядок заполнения и приведем пример образец оформления.
Как оформить электронную транспортную накладную — 4 шага
- Для начала необходимо сформировать КЭП для штата, в задачи которого входят отгрузка и прем товара. Водители, которые будут транспортировать товар, используют упрощенную подпись, которая впоследствии заверяется КЭП компании-перевозчика.
- Подключиться к каналам передачи электронных документов. Для этого используется программы СБИС. Министерство транспорта создает реестр операторов, имеющие право пользоваться ЭТрН в ГИС ЭПД.
- Принять обязательное соглашение о передачи электронных сведений. Таких договоров нужно два: первый заключается между отправителем, компанией-перевозчиком, получателем, второй — компанией, доставляющей груз и водителем.
- Закупить необходимое оборудование. У участников транспортировки должны находиться гаджеты (мобильные устройства, компьютеры) для беспрепятственного доступа к ЭДО.
Что такое электронная транспортная накладная?
Электронная транспортная накладная (ЭТН) — это электронный документ, который используется для оформления грузоперевозок. Он заменяет традиционную бумажную транспортную накладную и обладает такими же юридическими силами. Выполняет функцию документа, подтверждающего факт передачи партии товара от одной стороны к другой.
Документ внедрили после того как Минтранс в 2020 году провел эксперимент по переходу от бумажной версии к электронной форме. Отправители, водители и получатели товара заполняли форму и подписывали ее в сервисах ЭДО. За ходом эксперимента следили Роскомнадзор и ГИБДД в тестовой информационной системе.
Эффективность ЭТН была подтверждена практикой, и ее применение закрепили в законодательстве. В 2023 году компании могут использовать ее на свое усмотрение, а в 2024 году планируется ввести обязательность документа.
О том, как правильно заполнять документ, говорится в Постановлении Правительства № 2116 от 30.11.2021 года.
ЭТН содержит информацию о:
- продукции;
- отправителе;
- получателе;
- маршруте доставки;
- количестве и весе товара;
- другую необходимую информацию для выполнения грузоперевозки.
ЭТН может быть создана, обрабатываться и храниться с использованием специализированных онлайн-платформ и программного обеспечения, а также может быть доступна для просмотра и проверки участниками логистической цепи, такими как отправители, перевозчики и получатели продукции.
- Отправители. Позволяет отправителям создавать и предоставлять информацию о товаре, такую как характеристики, адрес отправления и получения, информацию о контрагентах и другую необходимую информацию для транспортировки.
- Перевозчики. Используется перевозчиками для приема и обработки онлайн-накладных, планирования и выполнения грузоперевозок, а также для отслеживания состояния перевозимой партии и взаимодействия с другими участниками логистической цепи.
- Получатели. Получатели могут использовать ЭТН для подтверждения получения товара, проверки соответствия информации, а также для обратной связи и взаимодействия с отправителями и перевозчиками.
- Таможенные органы. В некоторых странах таможенные органы также принимают и обрабатывают информацию из данного документа в процессе таможенного оформления продукции.
- Логистические компании. Логистические компании и посредники могут использовать ЭТН для управления и координации транспортировок, отслеживания и мониторинга товаров, а также для связи с клиентами и другими участниками логистической цепи.
Все участники логистической цепи, вовлеченные в процесс перевозок, могут работать с данной онлайн-формой для облегчения и оптимизации процесса перевозки.
Кому не нужна ЭТН:
- продавцам, которые сами доставляют груз, без привлечения перевозчиков, цена за перевозку в договоре включена в стоимость товара, а товар передан в собственность покупателю на складе получателя;
- покупателям, которые доставляют товар своим транспортом.
ТТН: новые обязательства
С 2024 года введены новые обязательства для всех участников процесса оформления и передачи товарно-транспортной накладной (ТТН).
Во-первых, теперь все отправители обязаны предоставлять информацию о грузах, включая особые условия и требования к транспортировке. Это поможет поставщикам и перевозчикам более точно планировать доставку и минимизировать риски для грузов.
Во-вторых, получатели стали обязаны своевременно подтверждать получение груза и правильность указанной в ТТН информации. Если получатель не отвечает в течение определенного срока, это может повлиять на его дальнейшую возможность получать грузы от данного отправителя.
В-третьих, некоторые виды грузов теперь требуют особых разрешений и сертификации. Отправители должны проверить, что у них есть все необходимые документы и разрешения на отправку таких грузов, а также указать их в ТТН.
Нарушение новых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции от контролирующих органов. Поэтому все участники должны внимательно ознакомиться со всеми изменениями и обеспечить их исполнение.
Порядок заполнения товарно транспортной накладной
Вот основные этапы заполнения товарно транспортной накладной:
1. Заголовок. В самом верху документа указывается название документа – «Товарно транспортная накладная», а также указывается номер и дата составления документа.
2. Информация о грузоотправителе и грузополучателе. В накладной указывается наименование, адрес и контактные данные грузоотправителя и грузополучателя. Необходимо указать полные и точные сведения, чтобы груз был доставлен в нужное место и к нужному лицу.
3. Сведения о транспортном средстве. Указывается марка, модель и номер транспортного средства, которым будет осуществляться доставка груза. Если используется несколько транспортных средств, их сведения также должны быть указаны.
4. Сведения о грузе. В этом разделе указывается полная информация о грузе: наименование, количество, вес, объем, стоимость и другие характеристики. Если груз делится на несколько единиц, необходимо указать также каждую отдельную единицу.
В чём разница между ТН и ТТН
Для удобства собрали в таблицу основные признаки, по которым отличаются товарная и товарно-транспортная накладная.
ТН | ТТН | Примечание | |
---|---|---|---|
Назначение |
|
|
ТН не может служить основанием для списания и оприходования товарно-материальных ценностей. В ней нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. |
Состав формы | Включает только транспортный раздел. | Включает два раздела: товарный и транспортный. | В ТТН указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки. В ТН — сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на неё. |
Сведения о таре | Есть | Нет | В ТН указываются сведения о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объёме, размерах. |
Сведения об автомобиле | Есть | Нет | ТН включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. |
Кто подписывает | Содержит подписи только непосредственных участников перевозки. | В товарном разделе должны быть подписи должностных лиц, разрешивших отпуск груза; лиц, отпустивших груз; бухгалтера. | |
Сведения о плательщике | Нет | Есть |
Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
…
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.
Отсутствует транспортная накладная: какими могут быть последствия
При отсутствии сопроводительного документа:
- Грузоотправитель не сможет привлечь к ответственности транспортную компанию в случае пропажи или повреждения груза.
- Грузополучатель не сможет сравнить полученный груз с тем, который фактически был отправлен продавцом.
- Транспортная компания не сможет подтвердить факт перевозки грузов перед налоговиками.
- У водителя автомобиля во время поездки могут возникнуть сложности с контролирующими органами (вплоть до уплаты штрафа или отправки машины с грузом на штраф-стоянку).
- При отсутствии ТТН сотрудники налоговой службы не смогут проверить достаточность оснований для применения вычетов по НДС покупателем товара, а без ТН нельзя признать транспортные расходы для налога на прибыль.
Формат и порядок формирования электронной транспортной накладной
С 1 марта 2022 года электронные транспортные накладные (ЭТН), которые оформлены по Приказу ФНС от 09.12.2021 г. № ЕД-7-26/1065, имеют юридическую силу. На основании этого же приказа регламентированы форматы электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда.
На данный момент не обязательно их применять, но в дальнейшем в планах Минтранса перевести все перевозочные документы в электронный вид.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать и другие документы, которые на данный момент только рассматриваются. В частности, к ним относятся:
- Постановление Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия при передаче электронных перевозочных документов и получении доступа к ним»;
- Постановление Правительства с изменениями в Постановление от 06.07.2015 г. № 676;
- Приказ Минтранса «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)»;
- Приказ Минтранса «О вводе ГИС ЭПД в эксплуатацию».