ДТП с велосипедистом судебная практика на пешеходном переходе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП с велосипедистом судебная практика на пешеходном переходе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.
Что делать, если велосипедист скрылся? Тонкости розыска
Транспорт на двух колесах весьма мобилен и не идентифицирован госномерами, поэтому виновникам ДТП на велосипедах часто удается скрыться с места аварии. Если задержать нарушителя не удалось, тогда дело плохо.
Хорошо бы иметь запись с камер или видеорегистратора. Если ДТП не существенное и ущерб не большой, то инспекторы, скорее всего, не захотят заниматься розыском видеокамер, а потом выемкой записи. Чтобы они это сделали, надо подать письменное ходатайство, которое они обязаны будут рассмотреть, лучше с указанием на конкретные камеры, если вы нашли их на месте ДТП. Но даже с видеозаписью найти человека в большом городе бывает весьма проблематично.
А чаще всего пострадавший может сообщить сотрудникам лишь во что был одет горе-велосипедист, да цвет велосипеда. Даже если запомнить его лицо, то вряд ли кто-то будет составлять фоторобот негодяя, ведь ДТП – это в большинстве своём не преступление и уголовной ответственности не предполагает.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов.
Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения.
Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия.
Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.
Кто виноват в ДТП с велосипедистом?
Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:
- административный арест на 15 суток;
- лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.
Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:
- штраф или обязательные работы;
- исправительные или принудительные работы до 1г.;
- арест до 3-х месяцев;
- лишение свободы.
В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.
Ответственность водителя
Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.
В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.
Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:
- штрафные санкции;
- принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
- арест на срок до девяноста суток;
- лишение свободы.
Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.
Что делать, если велосипедист скрылся
Не редкость, когда велосипедист уезжает с места ДТП. При этом идентифицировать его достаточно сложно, так как у него нет госномеров. В таком случае пригодятся записи видеорегистратора. Также можно воспользоваться фиксирующими камерами, которые находятся на месте происшествия.
Даже если вследствие ДТП был нанесен несущественный ущерб, необходимо собрать контакты очевидцев и вызвать ДПС для составления протокола. В документе должны быть указаны:
- время аварии;
- точное место ДТП;
- повреждения автомобиля;
- дорожные знаки, разметка и светофоры;
- подробные приметы велосипеда и того, кто им управлял;
- контактные данные и показания свидетелей происшествия;
- запись с видеорегистратора (если есть).
Если во время аварии были нанесены серьезные повреждения автомобилю, нужно подать письменное ходатайство сотруднику ГИБДД, ссылаясь на запись с камер (если они есть на месте ДТП) или видеорегистратора.
Судебная практика ДТП с велосипедистами
Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.
Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:
- Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
- Велосипедист находился в состоянии опьянения;
- Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.
По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.
Какие проблемы у автомобилистов?
1. Велосипеды незаметны на дороге. Казахстанские ПДД предписывают иметь на велосипеде светоотражатели спереди, сзади и по бокам, а также фонари для движения в тёмное время суток (пункт 7 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации»), но не на всех великах они есть. Уверен, если бы каждый велосипедист хоть раз побывал в роли водителя и столкнулся с тем, как часто велосипеды оказываются вне поля зрения, он бы не пренебрегал такими средствами безопасности.
2. Велосипедисты вылетают на зебру. В правилах есть чёткое предписание спешиваться и катить велосипед рядом при пересечении проезжей части по переходу. Но, увы, так мало кто делает. Даже едущий не спеша велосипедист намного быстрее пешехода, и водитель машины может просто не успеть среагировать на его появление, тем более когда машины припаркованы у обочины вплотную к зебре.
3. «Хрустики» ездят по встречной обочине. Вот это вообще сложно объяснить законами логики. Флегматичные ребята, которые катят даже не по обочине, а по правой полосе в лоб всему потоку, когда есть и обочина, и тротуар, да и перейти дорогу обычно труда не составляет, остаются за пределами понимания. Автомобилистам тут можно только посочувствовать.
4. Велосипеды мешают ездить в пробках. Более того, сами того не желая, в тесноте городского трафика райдеры царапают машины. В Азии это норма, едва ли не каждое авто в Китае имеет отметины от руля и педалей на кузове.
Определение виновности
Если произошло ДТП, ответственность за его совершение наступает в соответствии с кодексом об административных правонарушениях. Чтобы определить виновного в аварии, сотрудники ГИБДД производят осмотр места происшествия, фиксируют положение транспортных средств с помощью фотоаппарата, опрашивают участников ДТП и свидетелей, собирают другие доказательства. При необходимости назначаются различные экспертизы. Если же доказательства и показания противоречат друг другу, то виновника происшествия устанавливает суд. Если водитель сбил велосипедиста и тот погиб или получил тяжкие телесные повреждения, то ответственность за это будет рассматриваться уже в рамках уголовного законодательства. Если же велосипедист по вине автомобилиста отделался материальным ущербом в виде поврежденного велосипеда, то виновное лицо или его страховая компания обязаны компенсировать нанесенный вред.
При движении по тротуару
Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.
У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.
В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.
Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.
Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.
Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?
При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:
Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.
Кто несет ответственность за ДТП с велосипедистом?
В случае ДТП с велосипедистом вопрос об установлении ответственности играет важную роль. Ответ на этот вопрос зависит от соблюдения правил дорожного движения, наличия свидетелей, состояния дорожного покрытия и других обстоятельств.
Согласно Правилам дорожного движения, велосипедисты имеют равные права и обязанности с водителями других транспортных средств. Они должны соблюдать правила движения, сигнализировать о своих действиях, уступать дорогу пешеходам и соблюдать дистанцию и скоростной режим.
В случае ДТП, где велосипедист получил серьезные травмы или погиб, ответственность других участников дорожного движения увеличивается. Водитель автомобиля может быть признан виновным, если нарушил ПДД, совершил наезд или не уступил дорогу велосипедисту.
Тем не менее, велосипедист также несет свою ответственность. Если он не соблюдал правила дорожного движения, например, переходил дорогу на запрещающий сигнал светофора или ехал по тротуару, то он может быть признан виновным в ДТП.
Вопросы о дорожных инцидентах часто решаются в суде. Судебная практика не автоматически определяет вину конкретных участников, а учитывает различные факторы, такие как объективные обстоятельства, наличие свидетелей и доказательства. Каждое дело рассматривается индивидуально, и решение о наказании принимается судьей на основе собранных доказательств и законодательства.
ДТП с велосипедистом при движении по тротуару
В целом, правилами не запрещается движение на велосипеде по тротуарам и пешеходным дорожкам, но не рекомендуется. Лучше всего, когда велосипедист передвигается по специальным велодорожкам, по крайней правой полосе или обочине проезжей части. Данные предписания продиктованы частыми случаями наездов на пешеходов и как следствие высоким травматизмом. Однако в случае с автомобилем ситуация имеет ряд нюансов.
Рассмотрим такой случай: велосипедист движется по тротуару, а автомобиль маневрирует на прилегающей территории и пересекает тротуар с целью выезда на проезжую часть. Так как вдоль тротуаров часто располагаются зеленые насаждения или какие-либо объекты технического или коммерческого значения видимость сильно ограничена. В результате этого может произойти ДТП.
Статистика ДТП с велосипедистами
В среднем за год количество ДТП с участием велосипедистов переваливает за 150 тысяч. Из них около 300-400 заканчиваются летальным исходом. Разумеется, цифры не столь высоки, по сравнению с ДТП, с участием автотранспорта, но тем не менее это человеческие жизни. Основной пик аварийных ситуаций идет с пятницы на субботу в промежутке времени 18:00-21:00.
В ГИБДД ведется статистически подсчет всех инцидентов с участием велосипедистов так же, как и с автомобилями и мотоциклами. Ниже приведена таблица, показывающая количество происшествий с 01.01.2018 по 30.06.2018:
Пострадавших | Погибших |
---|---|
2184 человека, из них 2007 получили травмы различной степени тяжести | 141 человек из них 17 человек, это лица, не достигшие возраста 18 лет |
Водитель сбил человека
Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.
Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.
Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.
Велодорожка. Столкновение
— Я увлеченный велосипедист: катаюсь на шоссейном велосипеде, — говорит он.
10 августа после работы он уехал на велике за город, набрал километров вокруг Минского моря и уже возвращался назад.
— На проспекте Победителей сразу въехал на велодорожку — думал, так будет безопаснее. Это же велодорожка — что может случиться, верно? — грустно произносит Егор.
18:30, красивый летний вечер только начинается, кругом светло и тепло. Велодорожка вдоль воды петляет в направлении центра.
— Помню, было много велосипедистов, самокатчиков, вдоль дорожки гуляли пешеходы. Ожидать каких-то неадекватных действий было не из-за чего: я еду по велодорожке, люди находятся в стороне от нее. Я знаю, что часто кто-то из пешеходов выходит на велосипедную часть, но обычно люди все же поглядывают по сторонам и пропускают велосипедистов, — отмечает парень.
Река сворачивает вправо, к Marriott Hotel. Велосипедист ехал ближе к правому краю дорожки — можно сказать, держался своей полосы в соответствии с разметкой. Рядом с отелем прогуливалась семья: мужчина, женщина и две девочки.
— Они шли параллельно велодорожке, спиной ко мне, и находились в районе тротуара, примыкающего со стороны зданий. Когда мне оставалось до них метров 10, одна из девочек не глядя побежала через дорогу, к реке. За ней пошли все остальные, — говорит Егор.
— Моя скорость — примерно 30 км/ч. То есть секунда — и столкновение. Я помню, что сразу зажал тормоза, пытался что-то им кричать и все — столкнулся с мужчиной. Он в тот момент стоял полубоком ко мне, глядел в противоположную сторону, — добавил собеседник.
Велосипедист отлетел на газон, приземлившись у фонарного столба. Мужчина упал на покрытие велодорожки, ударился головой.