Выездная налоговая проверка 2024 порядок проведения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка 2024 порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно выездной контроль длится не более двух месяцев. Но мероприятия могут продолжаться и до четырех месяцев, а в особых случаях (например, при наличии десятка и более обособленных подразделений) — до полугода.
Выездная проверка проводится представителями ИФНС, как и раньше, на основании ст. 89 НК РФ, на территории организации. Однако формулировки указанной статьи существенно изменились.
Так, если плательщик налога подал декларацию с уточненными данными и сумма налога в ней – к уменьшению, ранее выездная проверка могла проводиться повторно строго по периоду предоставления декларации (п. 10 ст. 89). Теперь же, согласно п.п. 2, предметом проверки является «правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка)».
Если отвлечься от некоторой расплывчатости новой формулировки, то выводы такие:
- ранее повторная выездная проверка могла вылиться, по сути, в новую проверку всех показателей за период;
- теперь чиновники имеют право проверять только откорректированные показатели.
Еще один важный нюанс: ранее налогоплательщик имел право по умолчанию не отсылать документы в инспекцию повторно. Теперь он может поступить также, однако, обязан в срок 10 дней уведомить контролирующий орган, что уже выполнил свои обязанности. При этом в уведомлении подробно указываются все реквизиты переданных ранее в инспекцию документов. Правило касается любых проверок, в том числе и выездных.
Процедуры, возможные при проверке
Главная цель выездного контроля — определить, правильно ли начислены и уплачены налоги. Для этого налоговики прибегают к разным процедурам:
- Запрашивают документы. Регистры бухгалтерского и налогового учета, передаточные акты, счета-фактуры, договоры с поставщиками и другие платежные документы. Срок предоставления —10 дней.
- Требуют документы у контрагентов. Если компания входит в категорию высокого налогового риска, у контрагентов тоже запрашивают документы. Чаще всего смотрят договоры, платежные поручения, счета-фактуры.
- Допрашивают свидетелей. Другой инструмент, который налоговики часто используют при выездной проверке — допрос физических лиц. Обычно допрашивают сотрудников предприятия, в том числе главного бухгалтера, директора, топ-менеджеров. По окончанию допроса оформляют протокол.
- Назначают экспертизы. Если для разъяснения отдельных вопросов требуются специальные познания, к налоговому контролю привлекают экспертов. Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить подлинность подписей на документах. Экспертиза всегда назначается постановлением проверяющего лица.
- Проводят выемку документов и предметов. Если налогоплательщик не предоставляет документы по требованию проверяющих лиц, то они вправе их изъять. Это касается документов не только проверяемой компании, но и контрагентов. Важно, что выемка проводится только в присутствии самого налогоплательщика или его представителя, с обязательным участием понятых.
- Осматривают помещения. Другая процедура, которая часто проводится при выездном контроле — осмотр территории. Налоговики осматривают склады, магазины, производственные и другие помещения, которые используются компанией. Обратите внимание, что во время осмотра проверяющие лица вправе изучать данные, которые находятся в компьютерах.
- Выполняют инвентаризацию имущества налогоплательщика. Если налоговики подозревают, что фактическое имущество и финансовые обязательства налогоплательщика не соответствуют его бухгалтерской отчетности, проводится инвентаризация. Важно, что она выполняется только с привлечением материально ответственных лиц компании, а результаты вносятся в опись.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Сроки выездной налоговой проверки
Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).
Продление срока выездной проверки возможно, если:
- выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
- во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
- на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
- проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
- налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
- иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Срок выездной налоговой проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако существуют основания для ее продления до четырех или до шести месяцев:
- налоговые проверки крупных компаний;
- получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений и требующей дополнительной проверки;
- возникновение форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) в помещении, где проводится проверка;
- проверка организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (от количества подразделений зависит, сколько длится выездная налоговая проверка);
- непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов, которые необходимы для проведения выездной налоговой проверки;
- другие обстоятельства (длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов и т.д.).
Нарушения порядка проведения выездной проверки
На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.
Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@). То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.
Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).
Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.
Признаков, которые является превышением полномочий представителя надзорного органа, множество. Один из самых главных — отсутствие каких-либо оснований для проведения плановой проверки. По общему правилу проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Также превышением полномочий считается привлечение к проверке в качестве экспертных организаций не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.
Проверяющий превысил полномочия и в том случае, когда нарушил сроки уведомления о проведении плановой проверки (не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения).
Также к признакам превышения полномочий и нарушений надзорного органа относятся:
- отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
- нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);
- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- требование документов, не относящихся к предмету проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверки;
- непредставление акта проверки;
- проверка требований, не относящихся к полномочиям контролирующего органа; требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации; требований, установленных неопубликованными муниципальными правовыми актами;
- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
- проведение плановой проверки субъектов малого предпринимательства, в отношении которых установлен мораторий.
В вопросе плюсов и минусов продления моратория на проверки бизнеса эксперты расходятся. С одной стороны, ослабление контроля породило множество фальсификата на рынках и снижение качества товаров и услуг. С другой стороны, предприниматели задышали спокойно и потихоньку из обихода уходит выражение «кошмарить бизнес».
По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, относительно 2021 года число как плановых, так и внеплановых проверок бизнеса сократилось в шесть раз. Средняя проверка занимает от восьми до девяти рабочих дней. Таким образом, в расчете на год мораторий сэкономил предпринимателям более 60 миллиардов рублей.
Мораторий в 2022 году планировали сделать бессрочным. Из-за тяжелой экономической ситуации, предпринимателям не нужна была лишняя головная боль. Оставили только тех, кто находится в группе высокого риска. По заявлениям чиновников из минэкономразвития, эта мера продлится, по крайней мере, несколько лет, но этого не случилось.
В 2024 мораторий отменяется, но есть ряд ограничений. Проверки с 2022 года считаются выполненными и не переходят на 2024. Предприниматели могут 1-2 года не переживать по поводу заранее известных направлений.
Срок следующего визита будет считаться с того момента, когда планировался предыдущий. По такой же схеме будут работать и в будущем, если государство будет давать льготы предпринимателям.
Сроки проведения выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится в соответствии с законодательством и графиком работы налоговых органов. Сроки проведения проверки могут быть различными и зависят от конкретной ситуации.
Однако следует отметить, что выездную налоговую проверку могут провести в течение трехлетнего срока с момента наступления налогового обязательства. Это означает, что признание признаков налогового правонарушения может иметь значение не только для текущего года, но и для предшествующих лет.
Кроме того, налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку в случае, если имеются основания полагать, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. В таком случае, сроки проведения проверки могут быть нестрого ограничены и зависеть от расследования фискальных органов.
Важно отметить, что сроки проведения выездной налоговой проверки могут быть изменены на основании законодательных актов и указов налоговых органов. Поэтому, при возникновении ситуации, требующей проведения такой проверки, рекомендуется обращаться за конкретной информацией в налоговые органы или к специалистам в области налогового права.
Сроки и периодичность проверок налоговой инспекции в 2024 году
В 2024 году выездная налоговая проверка может производиться в течение трехлетнего периода. Это означает, что налоговая инспекция имеет право провести проверку в течение трех лет с момента последней проверки.
Сроки проведения налоговой проверки в 2024 году могут быть определены в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Время проведения проверки может быть установлено с учетом различных факторов, таких как размер и сложность бухгалтерии организации, а также наличие представленной отчетности и документов, необходимых для проверки.
При этом, организация должна быть готова к тому, что в 2024 году налоговая инспекция может в любой момент начать проверку своей деятельности. Поэтому, важно поддерживать актуальность и правильность бухгалтерской отчетности, а также правильно оформлять документацию.
Какие налоговые периоды могут быть проверены налоговой инспекцией
Налоговая инспекция имеет право проверять налоговые периоды предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Проверка может затрагивать как текущие годы, так и предыдущие периоды.
Налоговая инспекция может проводить проверку налоговых периодов, которые были завершены отчетной датой одного года назад. Например, в 2024 году налоговая инспекция может проверять налоговые периоды, завершившиеся отчетной датой 31 декабря 2023 года и ранее.
Проверка налоговых периодов может включать анализ деклараций налогоплательщиков, оценку правильности и своевременности уплаты налогов, а также проверку документов и счетов на наличие ошибок или мошенничества.
В случае выявления нарушений в отчетных периодах, налоговая инспекция имеет право применить штрафные санкции или требовать дополнительной уплаты налогов. Поэтому важно соблюдать законодательство при заполнении деклараций и своевременно уплачивать налоги.
Сроки проверок налоговых органов в 2024 году: подробности и информация
В 2024 году налоговые органы проведут ряд проверок, чтобы контролировать исполнение налоговых обязательств со стороны организаций и граждан. Проверки будут осуществляться в соответствии с законодательством и в определенный период времени.
Согласно информации, предоставленной налоговыми органами, период проверок в 2024 году будет отличаться в зависимости от категории налогоплательщика.
Категория налогоплательщика | Период проверки |
---|---|
Физические лица | с 1 января по 31 декабря |
Индивидуальные предприниматели | с 1 января по 31 декабря |
Малые и средние предприятия | с 1 января по 31 декабря |
Крупные предприятия | с 1 января по 31 декабря |
Таким образом, как только налоговый период начнется, налоговые органы будут проводить проверки в течение всего года. Важно помнить, что налоговые проверки могут быть запланированными или незапланированными, а их проведение осуществляется в рамках правил и процедур, установленных законодательством.
Если вы являетесь налогоплательщиком, важно быть готовым к возможным проверкам налоговых органов в 2024 году. Регулярное следование законодательству и своевременное и точное предоставление налоговой отчетности помогут снизить вероятность и негативные последствия проверки. Кроме того, рекомендуется получить консультацию у специалистов, чтобы лучше понимать свои права и обязанности перед налоговыми органами.
Штрафы за нарушение налоговых правил при проведении проверки в 2024 году
В 2024 году налоговые органы будут проводить проверки предпринимателей с целью выявления нарушений налоговых правил и установления налоговых обязательств.
В случае выявления нарушений, предпринимателям может быть назначен штраф, который зависит от характера нарушения и суммы налоговых обязательств.
Сумма штрафа определяется в соответствии с налоговым законодательством и может составлять:
Вид нарушения | Сумма штрафа |
---|---|
Несвоевременная подача декларации | От 1% до 5% от суммы налоговых обязательств |
Неправильное заполнение декларации | От 2% до 10% от суммы налоговых обязательств |
Сокрытие доходов или иных налоговых обязательств | От 20% до 40% от суммы сокрытых налогов |
Помимо штрафов, налоговые органы также могут наложить на предпринимателя дополнительные санкции, такие как ограничение права осуществления предпринимательской деятельности или привлечение к уголовной ответственности в случае совершения налогового преступления.
Важно отметить, что размер штрафа и применяемые санкции могут быть увеличены в случае повторных нарушений или особо тяжких нарушений налоговых правил.
Кого не проверяют в году и позже
Проверки в 2024 году и позже не проводятся для следующих категорий:
- государственные и муниципальные учреждения;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие статусом малого предприятия или микропредприятия;
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на упрощенной системе налогообложения;
- налогоплательщики, получающие доходы только от продажи товаров или оказания услуг, по которым установлены специальные режимы налогообложения;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- юридические лица, на которые в течение трехлетнего периода до проверки уже были проведены выездные налоговые проверки.