Если квартира в собственности что может получить её владелец при переселении из ветхого жилья в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если квартира в собственности что может получить её владелец при переселении из ветхого жилья в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждой административно-территориальной единице свои правила подготовки соглашения. Так или иначе, когда дом признают аварийным, и принято распоряжение о мероприятиях по отселению, на двери подъезда или в других публичных местах размещаются объявления об этом.
Там указывается срок, в течение которого дом будет снесён. Обычно в течение этого периода чиновниками проводится работа по взаимодействию с проживающими лицами. В первую очередь, выбирается способ переселения – денежное возмещение или предоставление квартиры.
Важно понимать, что, если человек имеет право на получение недвижимости, чиновники не вправе настаивать на компенсации. Судебная практика содержит тысячи спорных случаев, когда жильцы обращались к фемиде с понуждением органов власти предоставить им квадратные метры вместо выплаты возмещения.
Когда проекты соглашений подготовлены, они направляются переселяемым лицам для подписи. В случае, если имеется несогласие с предлагаемым вариантом, подписывать бумаги нельзя, так как подпись автоматически означает согласие с предложенными условиями.
Этапы расселения из аварийного жилья
Само переселение состоит из нескольких этапов:
- Подача заявления и необходимых документов в межведомственную комиссию.;
- Получение решения по итогам работы комиссии о признании дома аварийным;
- Включение дома в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- Получение уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
- Подписание соглашения и отправка его в орган, принявший решение об изъятии, в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения;
- Принятие жилого помещения с составлением соответствующего акта;
- Подписание договора социального найма или оформление права собственности на новое жилое помещение в Росреестре.
Могут ли требовать доплату при переселении?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть два случая:
-
Первое дело, в котором разбирался Верховный суд, касалось доплаты за площадь. Может ли власть требовать доплаты, если собственник получает большую квартиру? По решению суда, нет, не может. Но с оговоркой: если собственник сам готов доплатить и получить жилье большего метража, никаких проблем нет. Но если жильцы не готовы ничего доплачивать, администрация передаст равнозначное жилье (или лучшее, но без всяких доплат). Подобная ситуация произошла в Архангельске. Новую квартиру оценили в 4000000 рублей, а старую в доме 2500000 рублей. Администрация потребовала доплату, но граждане отказались и обратились в суд. Суд признал правыми собственников квартир, но после оспаривания решения на основании законодательства жильцам в иске отказали. Жильцы барака не остановились на этом и обратились в Верховный суд. Суд уточнил, что источником финансирования в данном случае являются не граждане, а деньги фонда, местного и областного бюджета. Дело было снова пересмотрено;
-
В Рязанской области возникла следующая ситуация. У женщины была однокомнатная квартира площадью 25 м2 на 2 этаже с индивидуальным отоплением. После того, как здание признали аварийным, гражданке предложили замену: «однушка» площадью 20 м2 на пятом этаже с центральным отоплением, плюс на стенах уже виднелась плесень. Чиновники свое упущение не признали и обратились в суд. Они решили забрать жилье и выплатить женщине сумму в 215000 рублей. Суд подобное предложение одобрил. Жительница Рязанской области объяснила, что отказалась не от равнозначного, а от худшего варианта, но местный суд ее не услышал. И тогда женщина обратилась в суд Верховный. Судьи взяли сторону гражданки, и дело было отдано на новое рассмотрение.
Инвестиции в аварийное жилье
Долгое время квартиры покупали не для жилья, а как инвестицию. И на эту роль как нельзя лучше подходили квартиры в аварийных домах: размер компенсации зависел от рыночной основы. В конце 2019 года ограничили возмещение компенсации за недвижимость, которая была куплена после того, как помещение признали аварийным. Теперь сумма возмещения не будет превышать реальной стоимости квартиры. Как быть, если дом купили до того, как норма вступила в силу? Можно рассмотреть следующую ситуацию.
В августе 2018 года Сергей Репнин приобрел небольшую комнату в доме в Тюмени за 340000 рублей. На момент покупки дом уже 2 года как считался аварийным. Жильцы отказались сами сносить здание, попросив администрацию изъять участок. Из-за нехватки средств в городском бюджете администрация отказалась выплачивать компенсации.
Через год Сергей Репнин обратился в администрацию с просьбой изъять у него комнату и выплатить компенсацию, но ответ снова был отрицательный. Тогда гражданин обратился в суд: согласно судебной экспертизе, цена за его комнату достигла 883968 рублей, а судебные расходы – 37400 рублей.
Суд удовлетворил просьбу Репнина частично и заставил администрацию выплатить ему 340000 рублей (которые он потратил на покупку комнаты). Основанием послужил Жилищный кодекс и факт того, что комната была приобретена после признания здания аварийным.
Репнин решил оспорить решение суда, поскольку подобный закон был принят в декабре, а он обратился в администрацию в августе. Кассационная и апелляционная комиссии согласились с решением суда, и гражданин обратился в Верховный суд.
Коллегия рассмотрела жалобу Сергея и не согласилась с решением коллег. Сотрудники, разбирающие гражданские дела, посчитали, что следует учитывать кодекс на момент приобретения комнаты. Суд отменил прошлое решение и отправил дело на повторное рассмотрение.
Этот пример доказывает, что ценность доверия выше, чем выгода для бюджета. Предположительно, подобное решение суда должно повлиять и на отношение федеральной власти, представители которой нередко ущемляют права граждан, живущих в аварийном жилье.
Что положено членам семьи?
В ситуации, когда дом под снос, нужно учитывать, что все гарантии и компенсации, которые предусмотрены законом, предоставляются только собственникам жилья. То есть тем гражданам, которые значатся в качестве владельцев в правоустанавливающих документах. Поэтому именно им выплачивается денежная компенсация или заключается соглашение о предоставлении иного жилья.
Что же касается членов семьи, то собственник сам решает вопрос об их вселении в новое жилье. Если это произошло, то граждане, вселенные в качестве членов семьи, вправе пользоваться жильем наравне с ним. Естественно, что при этом они не вправе претендовать на собственность.
Если же выплачивается денежная компенсация, вопрос о распоряжении деньгами так же решает исключительно их получатель.
Что положено собственнику при сносе дома? Главный принцип, который действует при этом, — равноценное возмещение. Оно может быть как в денежной форме (выкупная цена), так и в натуральной форме (другое жилье). В последнем случае это решается по соглашению сторон.
Владельцам квартир, если дом под снос, и он числится в региональной программе, закон предоставляет возможность выбора, — либо взять деньги, либо – другое жилое помещение.
При определении размера возмещения действует правило. Если будет дана компенсация, то она будет рассчитана по рыночным ценам. Дополнительно к ней гражданин имеет право на компенсацию всех убытков и даже упущенной выгоды при переселении.
А вот другое жилое помещение предоставляется с зачетом его стоимости. В этом плане собственники жилья находятся в невыгодном положении по сравнению с нанимателями муниципальных помещений. Тем жилье предоставляется, исходя из равнозначности общей площади.
В городе Москва действует программа реновации, которая предполагает на выбор несколько вариантов компенсации владельцам жилых помещений.
Что получат владельцы приватизированных квартир при сносе аварийного дома?
Считается, что процедура переселения или получения компенсации бесплатная. Однако при определенных условиях могут возникать различные расходы:
- Услуги специалистов, которые составят отчет об аварийном состоянии дома: от 10 тысяч рублей. Формально, этим должна заниматься межведомственная комиссия, но как доказывает практика, намного проще и быстрее предоставить такой отчет одновременно с заявлением.
- Согласия всех жильцов на получение компенсации, заверенные нотариально: порядка 2 тысяч рублей за каждый такой документ.
- Свежая выписка из ЕГРН: 350 рублей.
- Новый техпаспорт: от 10 тысяч рублей.
- Восстановление правоустанавливающих документов: от 5 тысяч рублей.
С момента подачи заявления и до принятия решения проходит порядка 2-3 месяцев. Дальнейший срок ожидания очереди сложно прогнозировать. Однако, если рассматривать вопрос с компенсацией, обычно ее выплачивают намного охотнее и быстрее. Таким образом, в среднем, с момента подачи заявления и до получения денег проходит около полугода или меньше.
Очень важный вопрос – размер компенсации. Некоторые собственники считают, что их квартиры будут оценены строго по рыночной стоимости, что не является правдой. Процедура оценки обычно выполняется крайне примитивно:
- Выбирается несколько похожих аналогов.
- Устанавливается усредненная рыночная цена за 1 кв.м. площади.
- Применяется понижающий коэффициент (от 10 и до 50%, в зависимости от состояния жилья).
- Полученная стоимость 1 кв.м. умножается на общую площадь жилья.
Если дом нужен вместе с земельным участком на котором тот расположен и земля находится в собственности жильцов строения, к цене квадратного метра может добавляться еще небольшая сумма сверху.Пример расчета: Есть 3 жилых помещения в том же районе, но не в аварийных домах. Стоимость квадратного метра у них составляет 70, 90 и 150 тысяч рублей соответственно. Средняя стоимость составит (70+90+150)/3=103 тысячи рублей. Целевой дом очень старый и жилые помещения находятся в отвратительном состоянии. Применяется понижающий коэффициент в размере 50%. Значит, если округлить, 1 кв.м. будет стоить около 50 тысяч рублей. Предположим, что целевая квартира имеет площадь 65 кв.м. Значит размер компенсации составит 50*65=3 миллиона 250 тысяч рублей.
Очень часто собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах не устраивает размер компенсации. И это вполне понятно, ведь они ориентируются на рыночные цены, без всяких коэффициентов. Однако нужно понимать и другое: администрация не будет выкупать не нужные ей квартиры по полной цене.
Если нужно получить максимальную сумму рекомендуется подождать, получить свою новую квартиру в другом доме и продать ее. Так размер «компенсации» будет существенно выше. Однако если деньги нужны срочно, то никаких вариантов нет – придется соглашаться с тем, что предлагают.
С другой стороны, даже указанная выше грубая оценка может выполняться неправильно. Как следствие, реальная стоимость квартиры будет еще ниже, чем это вообще возможно. В такой ситуации рекомендуется заказывать отчет об оценке в независимой компании и обращаться в суд.
Как доказывает практика, местные суды, вплоть до областного, практически всегда становятся на сторону администрации. Хотя бы просто потому, что никаких строго определенных нормативов и цифр, на которые можно было бы опираться, законодательство не предоставляет. А отчет с независимой оценкой может просто не приниматься во внимание. Нужно будет двигаться дальше, вплоть до ВС РФ (Верховного Суда).
Компенсационные выплаты на приобретение жилья физическими лицами будут финансироваться региональными властями наряду с фондом содействия реформированию ЖКХ. К расселению привлечены инвесторы для предоставления альтернативных жилых помещений, не уступающих по техническим параметрам подлежащим сносу.
Принятый закон от 30.12.2020 года № 494-ФЗ предлагает распространение столичной программы реновации на всю территорию страны при расселении аварийного, ветхого и жилья, предусмотренного для сноса по решению местных властей для комплексного развития территорий.
Основные цели и задачи программы реновации:
- развитие городов и посёлков городского типа, включая повсеместное благоустройство;
- повышение комфорта окружающей среды и улучшение её внешнего облика;
- обеспечение показателей, установленных различными государственными программами и национальными проектами с учётом объёмов строительства на ближайшее десятилетие;
- привлечение частных инвесторов с предоставлением льгот и компенсаций.
Субъекты РФ наделены полномочиями по вопросам проведения реновации. Региональные власти смогут самостоятельно разрабатывать и утверждать адресные программы по сносу, модернизации и реконструкции объектов недвижимости. Регионы будут определять критерии для включения в программу, устанавливать порядок расселения и формировать источники финансирования при взаимодействии с федеральными властями.
Параметры для комплексного развития будут определяться на уровне регионов, а ранее действовавшая норма относительно попадания территорий, включающих не менее 50 % аварийных и подлежащих сносу домов, аннулирована. По усмотрению хозяйствующего субъекта в программу включаются:
- Ветхие и аварийные многоквартирные дома по региональному «портрету», определяемому местными властями на основании критериев:
- среднего возраста «по паспорту», колеблющегося в интервале от 62-х до 103-х лет;
- низкого уровня обеспеченности жилыми помещениями по площади – в пределах 14-ти квадратных метров;
- маленькой плотности застройки – фактора, привлекательного для инвесторов.
- Не признаваемые аварийными недвижимые объекты в случаях:
- физического износа кровли, фундамента или иных конструктивных элементов при превышении предельно установленной суммы на реконструкцию и модернизацию;
- отсутствия централизованных систем инженерно-технического обеспечения;
- нецелесообразности капитального ремонта дома и прилегающих дорог для нормального функционирования объекта.
Конкретные параметры в отношении степени износа и предельную стоимостную величину расходов на капитальный ремонт, а также порядок признания зданий неработоспособными или ограниченно работоспособными будут устанавливать местные органы самоуправления.
Выплата денежной компенсации – самый быстрый способ переселения, а для его реализации собственник должен написать заявление в районную администрацию, на основании которого экспертная комиссия проведёт оценку.
Выплаты за каждый квадратный метр аварийной жилплощади приближены к среднерыночной стоимости благоустроенного жилого помещения, расположенного в данном населённом пункте. Если размер компенсации не устраивает собственника, то он имеет право на отказ с переселением в равноценный объект недвижимости.
Регионам предоставлено право вводить дополнительные меры поддержки гражданам, у которых попавшее в программу реновации жильё было единственным. Среди вариантов помощи:
- Субсидии на приобретение нового жилого помещения. Предельный размер выплат определяется как разница между стоимостью равнозначного по площади жилья (по нормативным расценкам) и полученным возмещением за изъятое аварийное помещение. Возмещения, предоставленные за счёт средств фонда содействия реформированию ЖКХ, увеличатся в денежном выражении. Увеличение произойдёт за счёт фигурирования при расчёте двух показателей:
- рыночной стоимости жилого помещения и общедомового имущества;
- стоимости земельного участка, на котором расположен дом, благодаря чему компенсационная выплата возрастёт.
- Возмещение процентов по ипотеке. Расходы по ипотечному кредитованию подлежат компенсации в пределах ключевой ставки Центробанка.
- Временное поселение граждан в дома маневренного фонда. Приобретать такие объекты смогут регионы для последующего размещения переселенцев. Проживать в этих домах смогут выселенные граждане до завершения расчётов или строительства, но в пределах двух лет.
Возмещение для граждан, купивших квартиру в доме, включённом в программу реновации на момент покупки, ограничивается суммой средств, указанных в договоре купли-продажи. Данное ограничение не распространяется на физических лиц, получивших жилплощадь в аварийном доме в наследство. Если собственник по состоянию на 01.01.2021 года имеет комнату в коммунальной квартире, то в качестве альтернативы ему предоставляется отдельная квартира.
Получить компенсацию в денежном выражении могут только собственники сносимого жилья, а проживающие по договору социального найма могут претендовать исключительно на альтернативное помещение. Также не допускаются компенсационные выплаты, если в помещении проживают ограниченные в дееспособности или недееспособные лица.
Наличие обременений или ограничений не считается препятствием для реализации программы реновации, однако граждане, произведшие и не узаконившие перепланировку, не обязаны будут приводить покидаемую жилплощадь в первоначальный вид или оформлять соответствующую документацию.
Регионы смогут получить финансовую поддержку от Фонда содействия реформированию ЖКХ при условии дачи обязательства о целевом использовании земельных участков, освободившихся после сноса для размещения объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
Земли должны быть отведены под строительство и размещение:
- лечебных и учебных заведений;
- просветительских центров;
- парков культуры и отдыха;
- спортивных площадок;
- жилья при условии финансирования за счёт бюджетных средств или в рамках программы развития.
Единственная возможность, предоставляемая бизнесменам для «освоения» аварийного фонда – участие в расселении граждан по договору с представителями властей. Такие инвесторы могут претендовать на компенсацию в пределах 25 % от понесенных и документально подтверждённых расходов.
Для получения денежной компенсации или альтернативного жилья гражданин должен подать заявление в местную администрацию. Для проведения экспертной оценки будет назначена специальная комиссия.
Претендент на субсидию в денежном выражении должен предоставить документы:
- подтверждающие личность зарегистрированных лиц;
- справки о прописанных, в числе которых не должно быть несовершеннолетних или ограниченных в дееспособности граждан, что накладывает запрет на возмещение в денежном эквиваленте;
- выписку из ЕГРН о праве собственности, так как договор социального найма не позволяет претендовать на получение денежных средств;
- заключение, выданное экспертной комиссией.
Если программа реновации утверждена, то допускается внесение изменений в установленные сроки и условия при наличии объективных причин, возникших в процессе реализации:
- выявление угрозы обрушения аварийных строений или вынесение решений судебными инстанциями, устанавливающими иные приоритеты по сравнению с первоочередным порядком;
- изменение избранного способа переселения гражданами с компенсационных выплат на получение альтернативного жилья или наоборот;
- нарушение сроков сдачи новых объектов строительства, предусмотренных для переселения граждан, застройщиками.
Очередность расселения устанавливается местными органами самоуправления с учётом состояния сносимых объектов. При этом допускается включение в один этап расселения по принципу территориальной близости домов, расположенных в пределах квартала.
Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».
В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.
В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.
Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.
Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.
В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.
Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.
Но использовать вышеуказанные меры поддержки социального характера могут только жильцы, которые владеют жилплощадью в аварийном объекте недвижимости и она является для них единственным жильем, на которое оформлено право собственности в Росреестре.
Лица, которые имеют в собственности другое жилье, пригодное для проживания на постоянной основе, или занимаемые на основании договора соцнайма в ходе расселения аварийного жилья могут взамен получить только выкупную цену за жилплощадь, зарегистрированную за ними.
Также чтобы избежать возможных злоупотреблений и безосновательного получения государственных субсидий, закон устанавливает правило, что квартира, выдаваемая взамен аварийного жилья, не предоставляется жильцам, оформившим собственность на квартиру в многоквартирном жилом доме после присвоения ему аварийного статуса (за исключением лиц, которые приобрели право собственности в порядке наследования).
Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.
Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.
До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.
Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.
Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.
Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.
В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.
Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.
Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.
При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.
Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.
Следует напомнить, что разработка закона Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и общественный Фонд содействия реформированию ЖКХ началась в середине 2018 года. За это время произведен анализ реализации программ переселения аварийных домов, выполнявшихся последние десять лет.
В этом вопросе субъекты РФ и некоммерческий Фонд значительно продвинулись, а полученные выводы были положены в основу законопроекта.
Региональные исполнительные органы могут самостоятельно выбирать конкретные меры поддержки, требующиеся для осуществления процедуры расселения ветхого жилищного фонда. Бюджетные средства могут применяться для софинансирования ипотечного кредита на льготных условиях, формирования маневренного жилого фонда.
Помимо этого, изменения в закон позволяют привлекать инвесторов для осуществления программ переселения аварийных объектов недвижимости, создавая в населенных пунктах благоприятные жилищные условия.
Видео: Госдума вводит новые механизмы расселения аварийного жилья:
Многие считают, что значительный возраст здания, высокая степень его изношенности является поводом для признания его аварийным. Условия проживания могут быть не лучшими, но дом не признают аварийным и подлежащим сносу.
Показатель изношенности выше 70% достаточен только для получения подтверждения ветхости дома, если нет угрозы человеческому существованию, и эти проблемы не решает капитальный ремонт.
Аварийным может быть признан дом не только старый, но и находящийся в зоне оползня, наводнения, или же пострадавший во время взрывов, бытовых катастроф. Иногда ремонт возможен, но придется вкладывать столько средств, что материально разумнее расселить жильцов и построить новое здание.
Чтобы дом получил статус аварийного, необходимо:
- на общем собрании проживающих составить жалобу в жилищную инспекцию и муниципалитет, в которой точно перечислить все повреждения несущих конструкций или жилых помещений, которые могут нанести вред жизни и здоровью граждан;
- проводится проверка специальной комиссией о признании дома аварийным, в которую входят специалисты из разных органов, которые при подтверждении фактов из жалобы составляют соответствующий акт;
- после принятия решения муниципалитету дается год, чтобы провести переселение, а квартирантам, чтобы переехать или получить возмещение за утраченную собственность.
Компенсацию за аварийное помещение получают не во всех случаях. Собственнику ветхого жилья компенсация не положена.
В данном случае отношения между жильцами и муниципальными органами регулируются статьями Жилищного Кодекса России. Согласно ст.
32 ЖК, после принятия решения о признании состояния здания таковым, что подлежит сносу как аварийный, муниципальные органы обращаются к собственникам и жильцам с требованием проведения реконструкции или сноса объекта на протяжении указанного срока. Если требование не выполняется, после истечение термина, отведенного на работы, земельный участок вместе со зданием переходит в собственность муниципалитета.
С другой стороны, в каждом регионе создана своя программа по предоставлению соответствующего жилья взамен утраченного. Ст. 32 ЖК ч. 1-3, 5-9, указывает, что:
- Помещение жилого типа может быть изъято у собственника в связи с переходом земельного участка муниципалитету, однако бывшему владельцу положена выплата компенсации за жилье, соответствующая рыночной стоимости с учетом затрат на переезд.
- Квартира при переселении из аварийного жилья компенсируется переездом в помещение общей площади, равной ранее занимаемому жилью и количеству комнат, а также в районе, котором гражданин жил. При этом должны предоставить помещение, которое полностью отвечает всем санитарным нормам жилого дома.
- При наличии большой комнаты в коммунальной квартире, часто можно рассчитывать на получение отдельной квартиры, равной по площади. Если же комнаты небольшие, возможного отселение в такие же коммуналки. Какая площадь была ранее, на такую собственник должен переехать.
- Возмещение аварийного жилья путем выплаты его рыночной стоимости производится в том случае, если три варианта, предложенные органами власти, не устроили владельца.
- Если жилье было в муниципальной собственности, может идти речь только о переезде в другое предложенное муниципалитетом помещение. Права на выплаты гражданин не имеет.
На местах ситуация не всегда отвечает законодательным нормам. Часто муниципальные программы не разрабатываются, или в связи с недостаточным финансированием работают неполноценно.
Предлагаются другие квартиры взамен аварийного жилья меньшей площади, с меньшим числом комнат или в отдаленном районе. Не удивительно, что многие предпочитают вместо переселения получить денежную компенсацию и приобрести в дальнейшем более подходящее жилье.
Очень часто граждане, проживающие в жилых домах, признанных аварийными, заблуждаются в своих ожиданиях относительно условий переселения и параметров подлежащих предоставлению квартир.
После решения вопросов переселения из аварийного жилья, необходимо начинать поиски нового дома. В первую очередь, следует обратить внимание на квартиры и другие помещения, предоставляемые государственной и городской властью в рамках программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
Для получения ответа на вопросы о предоставлении жилья и условиях переселения необходимо обратиться в муниципальную организацию по жилищному обеспечению. Решение о предоставлении квартиры или другого жилого помещения принимается на основе данных о количестве членов семьи, общей площади переезда и других данных, предоставленных заявителем.
После полученных ответов и согласовании условий переселения, необходимо заполнить и подписать документы в соответствии с законодательством и календарным планом программы. Важным моментом является признание прежнего аварийного жилья непригодным для проживания.
Полученное жилье может быть как государственным, так и муниципальным, предоставляемым на основе денежной компенсации или других форм возмещения. Дальнейшие вопросы по оформлению домов, многоквартирных помещений и инфраструктуры общей площади решаются правительством города или региона.
Важно помнить, что в случае признания новой квартиры или другого жилого помещения непригодным для проживания, должно быть обращение в государственную и другие соответствующие организации для решения дальнейших вопросов и получения возможных компенсаций.
Требования закона к процедуре
Можно ли приватизировать аварийное жилье? Статья 4 закона «О приватизации…» содержит прямой запрет передачи в собственность граждан жилых помещений, расположенных в аварийных зданиях.
Если жилое здание официально признано аварийным, приватизировать в нём квартиру нельзя даже через суд.
Как приватизировать ветхое жилье? В связи с отсутствием в законе понятия ветхого жилья приватизация его возможна. С чего начать? Приватизация в этом случае проводится в обычном порядке.
Подача заявления в администрацию, в собственности которой находится жильё. Основанием для приватизации является договор соцнайма, на основе которого наниматели вселились в квартиру.
Полагается ли при расселении равноценное жилье, если есть еще вторая квартира в собственности
- 1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
- Естественный износ стен и перекрытий составил 65-70% и не может быть исправлен в рамках капитального ремонта. Такой показатель износа проявляется в осыпании отдельных частей бетонных (кирпичных) конструкций, гниении деревянных элементов;
- Коммуникации не обеспечивают достаточный уровень электроснабжения, поступления горячей воды (только для домов, высотой более 2 этажей). Эксплуатация в таком виде может привести к техногенным авариям и полному выходу из строя;
- Износ привел к нарушению санитарных норм по уровню шума, наличию бактериологической и химической угрозы. Вследствие дальнейшей эксплуатации строения возможны негативные последствия для здоровья и жизни граждан.
6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Брак по расчёту с пропиской в доме под снос, чтобы потом получить квартиру больше. Реально ли это?
Из года в год сотни и тысячи домов по всей России признаются аварийными и непригодными для проживания. Чтобы обеспечить население новым жильем, созданы программы по ликвидации такого жилья.
Казалось бы, живущие в таких домах собственники должны радоваться, что скоро смогут въехать в отвечающую всем санитарным нормам квартиру. Но к сожалению, в действительности все может сложиться иначе.
Виной тому различные «уловки» и злоупотребления как со стороны самих владельцев ветхого жилья, так и со стороны недобросовестных граждан, желающих обманным путем получить новостройку взамен на старую «хрущевку».
Выходить за рамки правового поля в этом вопросе могут и сами власти, которые либо вследствие некомпетентности, либо умышленно допускают нарушения прав отселяемых владельцев непригодного жилпомещения.
На днях мне пришёл интересный вопрос: есть ли смысл в браке по расчету с пропиской в доме под снос, чтобы потом получить квартиру побольше? Ответ — в моей сегодняшней статье.
На что могут рассчитывать собственники жилья при сносе их домов — Управление персоналом
Александр Герасимов, главный юрист компании «Главмосстрой»
Действующее законодательство разрешает государственным и местным органам изымать принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения с целью последующего сноса строений и освобождения земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Но при этом закон обязывает государственные структуры компенсировать такое изъятие жилой площади у граждан. Законодатель предусмотрел способы (виды) компенсации, процедуру изъятия жилья и предоставления взамен его равноценного обеспечения.
Прежде всего заметим сразу, что нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие изъятие жилых помещений у собственников, вполне соответствуют требованиям Конституции РФ и никак не нарушают прав граждан на жилище.
Об этом уже не раз делал заключение Конституционный Суд РФ и это же подтвердил Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г.
за № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».
Решение об изъятии жилого помещения подписывают компетентные органы государственной власти или местного самоуправления, принявшие решение о занятии данного земельного участка под государственные или муниципальные нужды.
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка определяется Гражданским и Земельным законодательствами и не входит в предмет настоящей статьи.
Мы хотим обратить внимание читателей на следующие моменты при требовании властей об освобождении жилых помещений.
Во-первых, под государственными или муниципальными нуждами, на что указывает Жилищный кодекс РФ (ст.
32 ЖК РФ), разрешая проводить изъятие жилья, следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно законами и удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков.
При этом законодатель не перечисляет нам этих обстоятельств, но названный Пленум ВС РФ к числу таких обстоятельств относит: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения; застройка территории в соответствии с утвержденным генеральным планом поселений. Конечно, этот перечень обстоятельств, данный Верховным Судом РФ, не является исчерпывающим, и его надо рассматривать как ориентир при проверке правильности принятых соответствующими органами решений.